Развитие физических качеств школьников разного возраста

Подвижные игры на переменах являются эффек­тивным средством профилактики переутомления уча­щихся, сохранения у них высокого уровня работоспо­собности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально под­готовленными физоргами и проводятся преимущест­венно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.

Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от под­готовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря   (мячи,  скакалки,  обручи,  эстафетные  палочки   и пр.).

Школьники занимаются подвижными играми на переменах в повседневной одежде, при необхо­димости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.

Спортивный час в группах продленного дня про­водит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Осно­ву занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигие­нические рекомендации: постепенное повышение фи­зической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на ос­нове самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобра­зовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и уста­навливаются удобные для школьников графики ра­боты; продолжительность работы секции не более 2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых — способст­вовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них ин­терес к регулярным занятиям физкультурой и спор­том.

Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристиче­ские походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, пры­гуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х клас­сов — 4 ч, 8-10-х (11-х) —5 ч.

Внешкольная спортивно-массовая работа проводит­ся спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.

Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школь­ников. График проведения осмотров составляет ме­дицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом   детской   поликлиники   и   директором   школы.

Медицинский осмотр предусматривает определе­ние сдвигов в состоянии здоровья и физическом раз­витии школьников, учет эффективности занятий физ­культурой, а также решение вопроса об установле­нии медицинской группы (основная, подготовитель­ная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осмат­ривают либо в дошкольном учреждении, либо в дет­ской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здо­ровья и функциональное состояние организма; ре­шается вопрос о допуске их к занятиям физкульту­рой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости про­водятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения препо­давателя физкультуры и родителей учащихся. Пре­подаватель физкультуры должен знать, кто из уча­щихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

По окончании осмотра составляют сводный спи­сок учащихся, отнесенных к подготовительной и спе­циальной группам, и с соответствующими рекоменда­циями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года неко­торые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные  осмотра  не  всегда  достаточны  для  суждения о возможностях организма школьника пере­нести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, меди­цинский работник дает оценку правильности пост­роения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здо­ровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, ка­кие упражнения включает преподаватель для коррек­ции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для уча­щихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицин­ской группе физического воспитания, должны зани­маться лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного ап­парата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.

Для занятий лечебной (корригирующей) гимнасти­кой комплектуют группы (не более 15 человек) с уче­том возраста детей. Занятия проводит преподава­тель физкультуры, прошедший специальную подго­товку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в ка­бинеты лечебной физкультуры территориальных по­ликлиник.

Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сет­ку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания — 2 заня­тия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.




















3 Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Рубцовска

Многочисленными исследованиями показано огромное влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка.

Изучение уровня физического развития двигательной активности школьников в их естественных условиях позволит объективно судить о результатах педагогических воздействии на морфофункциональные изменения в организме ребенка. Контролем за динамикой всех показателей служат разработанные стандарты (оценочные таблицы), построенные по шкалам регрессии или сигмальным отклонениям. Однако, существующие стандарты могут использоваться 5-6 лет, а затем должны разрабатываться вновь. Необходимость такой замены диктуется влиянием внешней среды на организм ребенка, что вызывает ускорение физического развития, имеющего не вполне ясную природу.

В задачу наших исследований входило изучение физического развития двигательной активности 10-13-летних мальчиков в школах с различным двигательным режимом.

Сопоставление сдвигов в физическом развитии 10-13-летних мальчиков за последние 13 лет в г. Рубцовске незначительно отличается по всем показателям. Так, рост увеличился на 6 см, вес на 3,1 кг, окружность грудной клетки на 1,8 см, увеличилась ЖЕЛ на 211 см3, сила правой кисти — на 1,8 кг, левой на 1,1 кг. Ниже оказалась сила мышц спины на 6,5 кг. Наблюдается тесная взаимосвязь между ростом и другими показателями. Так, с увеличением роста увеличивается вес, ко­эффициент корреляции равен 0,81.

Выбор тестов физической подготовленности 10-13-летних мальчиков диктовался требованиями оценить основные двигательные ка­чества ребенка — быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов бега на 30 м, подтягивания, на перекладине по всем школам с различным двигательным режимом выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В среднем все дети сдали эти норма­тивы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали мальчики во всех школах по сдаче прыжка в длину с места.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Наши данные показывают, что большинство детей 10-13 лет развиваются гармонично, что дает возможность оценить положительное влияние физкультуры на организм ребенка.

2. Высокие морфо-функциональные  показатели  и достаточная двигательная активность 10-13-летних мальчиков говорят о положительном влиянии на детей разнообразных двигательных режимов в школах г. Рубцовска.






















4 Сравнительные данные состояния физического развития детей в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом

Показатели физического развития российских школьников за последние десять лет постоянно ухудшаются, и большинство детей имеют не одно, а целый букет хронических заболеваний. Достаточно сказать, что к 10-11 классу 75 процентов девочек хронически больны, а 40 процентов юношей не в состоянии выполнить нормативы по физподготовке.

Поэтому основной целью мы ставим сравнительный анализ показателей развития детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Исходя из этого, нами проведен анализ состояния здоровья и работоспособности учащихся детско-юношеских спортивных школ города Рубцовска. Обработке подвергнуто 100 врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения за юными спортсменами. Для сравнения было проанализировано сос­тояние здоровья и работоспособность учащихся общеобразо­вательных школ г. Рубцовска, не занимающихся спортом (всего 101 человек). Возраст учащихся 13—15 лет. Все они во вре­мя медицинского осмотра были отнесены к основной меди­цинской группе для выполнения государственной программы по физической культуре в школе.

На основании нашего анализа можно утверждать, что под влиянием занятий спортом физическое развитие юных спорт­сменов было выше, чем у детей, не занимающихся спортом. Так, из 100 школьников-спортсменов физическое развитие ни­же среднего было отмечено всего у двух. В то время, как у не занимающихся спортом – у 16. Было обследовано 722 юных спортсмена, у которых выявлено увеличение антропометрических показателей по сравнению со сверстниками и не занимающимися спортом. Так, они были выше на 4,0 см, окружность грудной клетки была больше почти на 2 см, показатели спирометрии на 400 см3. Кроме того, сила кистей также была более выражена у детей, занимающихся спортом: кисти правой — 4,6 кг, левой — 2,1, становой — 17,7 кг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать