Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

                        Министерство образования Ставропольского края

Ставропольский государственный педагогический институт

 

Факультет искусств

 

Кафедра общей и дошкольной  педагогики

                                                                                      


 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

Тема: развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

 

 


                                                                   студента  5  курса  И 5- М группы

                                        очного отделения

                                                               Блужиной Юлии Вячеславовны                                                                                        

 

 

                                                  Научный руководитель:

                                                   старший преподаватель,

                                                              кандидат педагогических наук

                                                             Сорокопуд Юнна  Валерьевна

 

 

                               Рецензент:

                        доцент,

                                                            кандидат исторических наук

                                                                           Косов Геннадий Владимирович                                                                                                                        






Работа допущена к защите                 Дата защиты «__» ___________2003г.

_ _________________2003 г.

зав.  каф._______________                   Оценка «                    »                                                        

                                                                                       

 

                                                                 Ставрополь

2003


Содержание



Введение……………………………………….……………………….............3


Глава 1.  Теоретические основы организации развития музыкального                 вкуса у младших школьников

   1.1.Теоретический анализ становления музыки в истории

          человечества ..................................................................................6

    1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса....25

    1.3. Своеобразие музыкальных стилей и направлений …………29

    1.3.1.История возникновения техно – музыки ……........................29

    1.3.2. Краткий курс музыки House……………………………..32

    1.3.3. История рок – музыки ………………………………..…….36

    1.3.4. РЭП музыка ………………………………………...................45

    1.3.5. Хип–хоп и брэйк–данс как различные направления музыки.52

    1.3.6. Развитие джаза и северо–американская негритянская музыка………………………………………………………...……………………..58

Глава 2. Экспериментальное исследование развития музыкального

вкуса учащихся

 2.1.Констатирующий эксперимент и его итоги  …………...……….64


 2.2.Формирующий эксперимент  ……………………..................…..70


 2.3.Контрольный эксперимент   …………………….….....................87


Заключение……………………………………………….…………….........89


Литература…………………………………………….………………..........92


Приложение…………………………………………………………..............94



Введение


«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

 

                                                                         Людвиг Ван Бетховен.



Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими  настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкально вкуса  занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.

Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.

Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.

Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников»

Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.

Объектом  исследования служит организация музыкального воспитания школьников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса  школьников.

Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:

если проблема развития музыкального вкуса у  школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

-         изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

-         путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы;

-         провести работу по формированию интереса и вкуса школьников;

-         доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.

В работе использовались основные принципы дидактики:

-         сознательности и активности;

-         доступности;

-         наглядности.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:

o       теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

o       тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;

o       протоколирование высказываний и пояснений детей;

o       экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).

          База исследования: ГОУ СОШ № 39 г. Ставрополя, 20 учащихся 4 класса «А», учителя школы.

          Теоретическая значимость исследования:

          Практическая значимость:

          Структура работы: общий объём работы составляет 95 страниц; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Литература  насчитывает 41 источник.

         

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать