Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Министерство образования Ставропольского края
Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет искусств
Кафедра общей и дошкольной педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
студента 5 курса И 5- М группы
очного отделения
Блужиной Юлии Вячеславовны
Научный руководитель:
старший преподаватель,
кандидат педагогических наук
Сорокопуд Юнна Валерьевна
Рецензент:
доцент,
кандидат исторических наук
Косов Геннадий Владимирович
Работа допущена к защите Дата защиты «__» ___________2003г.
_ _________________2003 г.
зав. каф._______________ Оценка « »
Ставрополь
2003
Содержание
Введение……………………………………….……………………….............3
Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников
1.1.Теоретический анализ становления музыки в истории
человечества ..................................................................................6
1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса....25
1.3. Своеобразие музыкальных стилей и направлений …………29
1.3.1.История возникновения техно – музыки ……........................29
1.3.2. Краткий курс музыки House……………………………..32
1.3.3. История рок – музыки ………………………………..…….36
1.3.4. РЭП музыка ………………………………………...................45
1.3.5. Хип–хоп и брэйк–данс как различные направления музыки.52
1.3.6. Развитие джаза и северо–американская негритянская музыка………………………………………………………...……………………..58
Глава 2. Экспериментальное исследование развития музыкального
вкуса учащихся
2.1.Констатирующий эксперимент и его итоги …………...……….64
2.2.Формирующий эксперимент ……………………..................…..70
2.3.Контрольный эксперимент …………………….….....................87
Заключение……………………………………………….…………….........89
Литература…………………………………………….………………..........92
Приложение…………………………………………………………..............94
Введение
«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка – народная потребность»
Людвиг Ван Бетховен.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).
Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.
Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.
Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.
Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.
Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников»
Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.
Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников.
Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:
если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
- изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
- путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы;
- провести работу по формированию интереса и вкуса школьников;
- доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.
В работе использовались основные принципы дидактики:
- сознательности и активности;
- доступности;
- наглядности.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:
o теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
o тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;
o протоколирование высказываний и пояснений детей;
o экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
База исследования: ГОУ СОШ № 39 г. Ставрополя, 20 учащихся 4 класса «А», учителя школы.
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость:
Структура работы: общий объём работы составляет 95 страниц; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Литература насчитывает 41 источник.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14