Развитие новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии

Вместе с тем Япония обладает серьезнейшими преимущества­ми перед другими азиатскими странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), ог­ромные накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.

Четвертую азиатскую группу составляют страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко контролируемыми фондо­выми рынками и отсутствием системы свободной конвертации на­циональной валюты — Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьян-ма. Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила распространение азиатского финансового кризи­са на эти государства. Однако общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы. Их ВВП вырос в 1998 году на 2—7% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а инфляция составила 12—20% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.

В пятую группу входят страны с развитой экономикой и дос­таточно эффективными и открытыми финансовыми системами — Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, так же как и закры­тые экономики, выдержали прямой финансовый удар из Юго-Восточной Азии и Южной Кореи, но испытали негативные кос­венные последствия кризиса. ВВП Австралии увеличился на 5%, тогда как в Новой Зеландии его показатель уменьшился на 0,7%, инфляция составила соответственно 1,3 и 1,7%.

3.6 Меры по выходу из кризиса.

Комплекс мер по преодолению финансового кризиса в Азии включает опирающиеся на помощь МВФ и разработанные под давлением МВФ меры финансового, социально-экономического, пропагандистского, внутри- и внешнеполитического характера. Философской основой политики оздоровления стала концеп­ция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рынков при ставке на косвенные методы регулиро­вания и недопущении прямого административного вмешательства в экономику.

Финансовые меры преодоления кризиса включают:

• отказ от привязки национальных валют к доллару и пре­доставление возможности обменным курсам упасть до "естест­венного уровня";

• временное повышение ставки рефинансирования в целях укрепления национальной валюты;

• проведение жесткой фискальной политики, направленной на уменьшение дефицита государственного бюджета азиатских стран;

• урегулирование проблемы частной задолженности нацио­нальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах рест­руктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на сред­ства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;

• оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с последующей про­дажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, про­блемных, но потенциально жизнеспособных банков с более креп­кими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практиче­ского осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке на­дежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые ин­ституты должны стать прозрачными для контроля государства и международных финансовых организаций;

• полное выполнение обязательств банков перед физиче­скими лицами;

• открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации нацио­нальных экономик;

• осуществление на практике реального, а не только декла­рируемого — как это существует в Азии — принципа незави­симости центральных банков;

• предотвращение перегрева, то есть необоснованного взду­вания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.

Меры социально-экономического характера предполагают свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимо­отношений в треугольнике бизнес — профсоюзы — политическая власть, направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и семейными (в Индоне­зии) финансовыми льготами, а с другой — на отмену системы по­жизненного найма и развитие государственного социального стра­хования; реформирование внутри корпоративных связей (особенно в Южной Корее), с тем чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления "плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня наукоемкости национального производства, лидером здесь выступает Южная Корея, активно использующая тайваньский опыт создания небольших, но не за бюрократизированных вен­чурных фондов для освоения новых технологий.

Прошедший в ноябре 1998 года неофициальный саммит фору­ма Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понима­ния, что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские страны, во-первых, пошли на коррек­тировку экспортно-ориентированной стратегии экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса — пусть даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличе­ния дефицита национальных бюджетов. Во-вторых, была призна­на необходимость координации, экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.

Последнее, впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить" независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС механизмов согласования финансовой и экономической по­литики, но и в психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено более нейтраль­ным, но и менее ясным: "концертирование".

Важной составной частью мер по преодолению кризиса в ази­атских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. Акцент делается на:

• пропаганду идеи сплоченности нации перед лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли кам­пании по сбору золота в государственные фонды, что позволи­ло этим странам увеличить объем экспорта и пополнить золо­товалютные резервы. В Малайзии возымели действие призывы экономить продукты питания;

• критику и возложение вины за кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее перед судом предстали мини­стры из бывшего правительства, был арестован бывший ми­нистр финансов, начато расследование против бывшего прези­дента. В Индонезии финансовые провалы списаны на происки семьи Сухарто.

В то же время в Индонезии (отчасти и в Малайзии) негатив­ной стороной пропагандисткой кампании, явно или неявно по­догреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым вызвавшего ненависть местного населения. Руково­дству стран не удалось погасить и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не национальные поли­тики играют главную роль в осуществлении экономических ре­форм.

Политическая составляющая комплекса мер связана с пре­одолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми по­трясениями. Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла смена высших руководите­лей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на застаре­лые политические проблемы, обострившиеся во время финансово­го кризиса, и вынуждено было провозгласить политические ре­формы. В Индонезии новое руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999 года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. На расшире­ние полномочий местных органов власти и ослабление зависимости политиков от крупного капитала направлена начатая в сере­дине 1998 года политическая реформа в Южной Корее. В Таи­ланде власти решают вопрос, как — в интересах финансовой ре­формы — ограничить авторитет королевской семьи и власть во­енных, контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.

Внешнеполитическое обеспечение реформ включало ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в МВФ, и с Японией, главным донором НИС; присоедине­ние к международному давлению на Китай в целях предотвра­тить девальвацию юаня, чреватую новой волной азиатского кри­зиса, а также на Токио с требованием оживить японскую эконо­мику и открыть ее для азиатских экспортеров; игру на китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина; стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по поводу при­нятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внут­ренние дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической ситуации.


3.7 Перспективы преодоления кризиса.

Перспективы выхода азиатских стран из кризиса выгля­дят неоднозначно. Наиболее оптимистичным кажется ближайшее будущее Южной Кореи, вставшей на путь структурных реформ промышленности и достигшей прогресса в санации банковской системы, увеличении (до 45 млрд. долларов) валютных запасов и обеспечении положительного сальдо текущего платежного балан­са. ВВП страны в 1999 году, по разным прогнозам, либо окажет­ся на нулевой отметке, либо возрастет на 2—3%. Примерно на 1% возрастет ВВП Таиланда, на 2,5% — Филиппин. Индонезии в 1999 году не удастся преодолеть спад — ВВП страны сократиться на 3—4%. Перед сложной дилеммой окажется Малайзия. В сен­тябре истекает срок годичного моратория на вывоз из страны иностранных капиталов. Если Малайзия отменит запрет, это бу­дет чревато бегством из страны иностранного капитала, недо­вольного предпринятыми в отношении его принудительными ме­рами. Если жесткий курс сохранится, то вряд ли это будет сти­мулом к новым иностранным вложениям в экономику страны. В любом случае ВВП Малайзии, по прогнозам, сократится на 2— 3%. На 1% уменьшится ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устой­чивой тайваньской экономики. Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик (из четвертой груп­пы), а также Австралии, Новой Зеландии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать