Развитие сектанства в России
Министерство образования Российской Федерации
Средняя школа №69
с углубленным изучением английского языка
Р Е Ф Е Р А Т
РАЗВИТИЕ СЕКТАНТСТВА В РОССИИ
Алексеенко Светлана
10а класс
Научный руководитель
Цибина Т.Н.
г.Барнаул
Содержание
Введение ………………………………………………………………...2
Глава 1. Технология пополнения сект . . ……………………………...3
Глава 2. Истоки и особенности современных тоталитарных сект…..6
Глава 3. Правовое положение религиозных объединений………….10
Глава 4. Международное Общество Сознания Кришны……………12
Заключение……………………………………………………………..17
Приложение…………………………………………………………….18
Список использованный литературы………………………………...19
Введение
Закон о
Свободе совести и государственно-церковных отношениях в
Российской Федерации
Устав
Принят Гос. Думой 19 сентября 1997г.
Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997г.
Федеральное Собрание Российской Федерации,
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что РФ является светским государством, признавая особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимаем настоящий Федеральный закон.
Цель: изучить влияние и развитие различных сект на сознание граждан.
Сегодня в России имеются секты различных религиозных направлений. Меня заинтересовало то, какое место в жизни гражданина России занимают эти религиозные общества. Для этого я провела беседы с уполномоченным по религии по Алтайскому краю Суховеевым Валерием Михайловичем и основателем одной из сект на Алтае «Международное Общество Сознания Кришны» Борисовым Вадимом Борисовичем, а так же мною была изучена различная литература.
Глава I.
Технология пополнения сект
Возникновение религиозных верований – одна из великих загадок, которую пытается решить наука. Помимо трёх основных мировых религий – буддизм, христианство и ислам – существует множество других верований, которые образовались, опираясь на эти три основные религии. Как правило, такие вероучения проповедуют религиозные организации или группы, или, как их называют в народе – секты. Вообще, секта – это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
В настоящее время на улице вы можете встретить людей, которые приглашают вас к себе или просят пожертвовать деньги, или предлагают что-то у них купить. В подавляющем большинстве случаев это представители различных сект, которые никогда не сообщают вам, ни для чего нужны эти деньги, ни что за организация вас приглашает. Почти всё, что они сообщают, есть более или менее откровенный обман.
Например, на улицах молодые люди продают красивые переводные картинки, различные талисманы, фигуры животных, богов и другие безделушки. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а спросить, почему так много, они ответят: «Мы вам эту картинку (или ещё что-либо) дарим, а вы жертвуете на помощь студентам (или голодающим)». Или, предположим, засовывают вам в ящик листовку: «Хотите узнать себя? Хотите познакомиться с самим собой? Вы можете бесплатно пройти у нас тест». В таких тестах огромное количество подробных, причём очень интимных вопросов, и человек, заполнивший этот тест, сообщает сведения о собственной жизни неизвестным лицам. Анкета не анонимная – нужно сообщить свой адрес, телефон, имя, фамилию, возраст. Таким образом, человек вручает себя неизвестно кому. Результат этого теста обычно таков: у вас есть серьёзные проблемы в сфере общения, а чтобы поправить дело, надо пройти у нас небольшой курс, основанный на всемирно признанном научном метод, не имеющем к религии никакого отношения.
Принципом любой секты является затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. Когда человек с улицы приходит в Православный храм и говорит, что хочет стать православным, его, прежде всего, спрашивают, что он знает о Православии. И если он верует во что-то иное, его просто не окрестят. Когда же человека «затаскивают» в секту, то задача как раз обратная – «захлопнуть за ним дверь», пока он ещё ничего не знает об этой организации. Потому что если рассказать человеку, что он на самом деле на долгие годы попадает в секту (да, если ещё и в деструктивную) и что он должен будет заплатить большие деньги за множество курсов; что он, скорее всего, подпишет кабельный договор и будет дневать и ночевать в этой секте, отрабатывая её условия; что его могут заставить совершить преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, - если всё это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если рассказать человеку о содержании курсов (или ритуалов) для посвящённых на высшем уровне, он просто придёт в ужас и не захочет иметь с этим ничего общего. В Православной Церкви всё обстоит как раз наоборот: прежде человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членам Церкви. Никаких тайн быть не может, в отличие от любой секты, где существует много уровней информации: для посвящённых, более посвящённых и ещё более посвящённых – и та без конца.
Как правило, в секты попадают любопытные или переживающие какой-то кризис в жизни люди. Обычного человека с улицы затащить к себе достаточно сложно, но если он с кем-то поссорился, или у него сложность с родителями и близкими, или он учится (работает) в чужом городе, где ещё не успел завести новые знакомства, - тут-то самая пора сыграть на этом и затащить человека в секту. Ведь тут ему встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (это называется термином «сэндвич»: новичок является как бы начинкой). Для сектантов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Поэтому они следят, чтобы новички по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. Новопришедшему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, всё время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришёл. Это нравится почти всем и поэтому срабатывает. Те, которые «сэндвичируют» человека, проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: «чувствительный», «эмоциональный», «научный», «мистический» и т.д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это даёт эффект. То есть главное – очаровать человека. Обменяться впечатлениями ему не с кем, вся информация идёт от опытных сектантов, опекающих новичка с любовью и улыбками. Человек чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он мечтал.
И вдруг через несколько дней после того, как новопришедший уже привык к своим новым друзьям и уже не нуждается в них, он допускает какой-то промах: Ведёт себя невпопад, задаёт какой-нибудь «не тот» вопрос. «Лучшие друзья» сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от новоизбранного, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей. Получается, что простой психологический механизм работает прекрасно. И волей-неволей человек попадает в новую, незнакомую ему атмосферу. А что дальше? Как отличить тоталитарную секту от простой религиозной организации и уберечь себя от ошибки? Что об этом говорится в Законе и как он охраняет своих граждан? Откуда появились эти секты и кому это нужно?
Глава II
Истоки и особенности современных тоталитарных сект
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»*.
На ранних стадиях своего развития человек был ещё очень слаб. Он бал бессилен перед стихийными силами природы – грозами, бурями, наводнениями, землетрясениями, лесными пожарами… Он не мог постигнуть внутреннюю сущность вещей. У него возникла потребность объяснения тех или иных свойств окружающего мира, установление временных и причинных связей между ними, но его скудный опыт, примитивные средства анализа мира не позволяли ему проникнуть в сущность многочисленных явлений, происходящих вокруг.
Выделившись из окружающего мира, люди не имели другого способа оценить этот мир, кроме сравнения его со своим собственным миром желаний, потребностей, чувств, воли. Поэтому растениям и животным, ветру и молнии, воде и камню люди стали приписывать те же мотивы поведения, что и самим себе. Но поскольку силы человека слабее сил природы, – а люди ощущали
____________
*Ф. Энгельс
это ежеминутно, - последние приобрели в их глазах грозный и неотвратимый вид. Произошла фетишизация природы, наделение её сверхъестественными свойствами. Так возникли первые религиозные представления.
Самые ранние формы религии, стадии её развития известны нам из археологических и этнографических материалов. Учитывая, что процесс становления человека длился 2,5-3 мил. лет, а может быть и больше, и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современная наука может с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад.
Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества вырабатывался довольно чёткий, стройный и обширный комплекс ранний религиозных представлений. Суть его сводится к тому, что мир сверхъестественных сил с его огромными потенциями и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека того времени. Всё это, вместе с другими ранними культурами, - плодородия и размножения, культа вождей, культами племенных богов – послужило основой для складывания