Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Министр руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра, руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает структуру и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства, структуру и численность подведомственных ему организаций и учреждений в пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в установленном порядке фонд на представительские цели.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Беларусь.
Финансирование:
Центральный аппарат Министерства содержится за счет средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Областные советы по туризму отвечают за организацию туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих органов. Они обязаны утверждать туристические и экскурсионные маршруты, подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной в подопечных органах.
В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи – создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.
Руководит всей работой Министерства связанной с туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.
В настоящее время ведется большая массовая работа среди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработке специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы они имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных работ.
1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование ресурсов развития белорусского туризма.
Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог, инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном опыте.
Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.
Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же, с учетом пройденного.
Предварительно потребовалось проделать многое. Так, оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и республике в целом, разработана классификация существующих типов туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси, формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные системы туризма и отдыха.
В процессе исследований собраны данные о наличии и состоянии туристско-рекреационных ресурсов.
Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.
Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.
Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных территорий.
При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.
Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры.
Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.
Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для большинства которых не определены и по сей день.
Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.
Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.
И главное – отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.
Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.
В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург; Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск; Белосток–Волковыск–Барановичи.