б) свойства единиц общения (знания семантического потенциала высказывания, т. е. возможностей употребить предложение в том или ином конкретном речевом акте), в том числе знание системы речевых актов и та или иная степень владения ею как системой альтернатив;
в) владение «техникой» проведения конкретных речевых актов (техникой приказания, вопроса, констатации и т. д.), в случае социально-типовых, «учрежденческих» видов общения (когда говорящий выступает в конкретной социальной роли в каком-либо учреждении с закрепленным этикетом, скажем, в роли прокурора на суде, чиновника в канцелярии и т. п.) сюда же включается знание механизма учреждения (опытного чиновника от новичка отличает хорошее знание этого механизма);
г) техника «совершения» высказывания.
Кроме владения грамматикой, лексикой и другими языковыми средствами, к последнему виду знаний относятся знания о мире вещей, понятий, о внутренней логике процессов, а также набор презумпций и ожиданий, общих для конкретной социальной группы.
Техника совершения и понимания высказывания в свою очередь состоит из следующих элементов: 1) владение навыками говорящего (сюда входят стратегии связной речи, называемые «дискурсными стратегиями»), стратегии выражения установок по отношению к тем или иным высказываниям, знаниям (техника выражения искренней веры в говоримое, техника выражения «отчужденности», например иронии, или, наоборот, интериоризованности произносимого суждения, техника передачи чужой речи, в частности цитирования и т. д.); 2) владение навыками слушающего (умение поддакивать, возражать – вслух по ходу чужой речи или только по окончании ее) и т. д.
Имеется и другое «измерение» техники совершения понимания высказывания
1) степень формальности (например, владение правилами вежливости или умение задеть чужое самолюбие);
2) владение тем каналом, по которому происходит общение (владение письмом, мастерство устного выступления, говорения «на людях» и т. п.).
Любое уточнение этой классификации приведет и к пересортировке видов конверсационного знания. Степень систематичности в овладении этим знанием позволяет отличить чуткого и опытного собеседника от неопытного: здесь, как и в других областях, свободное владение коммуникацией может быть приравнено осознанию необходимости в выборе тех, а не иных средств, в частности в выборе стратегий убеждения и ведения разговора вообще.
Итак, стратегии разговора состоят в «лобовом» применении правил и знаний о конвенциях, это средства показать слушающему замысел говорящего. Уловки в разговоре – это те средства, с помощью которых говорящий добивается своей цели, скрыв ее от адресата. Например, когда новая информация подается в качестве широко известного, с целью обмануть. Другая разновидность уловки – «преднамеренная неоднозначность»: с ее помощью можно избежать лжи, при этом не сказав правды. Так, на прямой вопрос о возрасте можно ответить: Мне – шестнадцать лет (и солгать) – или же прибегнуть к уловке, сказав: На вечерние сеансы, в кино меня уже давно пускают, и отвлечь тем самым нацеленность спрашивающего на неприятный (или невежливый) сюжет. Преднамеренная неоднозначность имеет место в тех ситуациях, которые можно охарактеризовать как «сказать и ничего не сообщить», когда в речи злоупотребляют такими элементами, как определенный (объект, круг людей и т. п.), временами, возможно и т. п. Например: Определенным людям, возможно, временами новый фильм покажется интересным, но другим он, видимо, чем-то не понравится.
В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики, т.е. речевые приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики, свойственные бытовому и деловому общению. Распространенными являются:
Ø Обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает);
Пример …(а моему другу купили.., а я в твои годы.., т.е. используется какой-то конкретный опыт);
Ø Неожиданность (использование неожиданной информации);
Ø Обращение к авторитету;
Ø Момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы);
Ø Сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да» (Ты ходил в субботу на выставку и сказал, что тебе понравилось («Да»), к тому же это заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»);
Ø Провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента);
Ø «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др.
Тигран Кеосаян владеет навыками успешного ведения разговора. Для этого он использует специальные стратегии: навыки слушателя, также он владеет информацией по обсуждаемому вопросу, у него продуманы связки, вопросы.
Бывает такое, что в передаче «Вечер с Тиграном Кеосаяном» при обсуждении какой – либо темы ведущий не согласен с мнением эксперта и начинает опровергать его точку зрения. Возможно, он делает это специально для того, чтобы лучше понять позицию собеседника.
12. Невербальные средства общения.
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - “body language” .
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Изучен почти миллион невербальных сигналов. Только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов.
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест, позу, взгляд, выражение лица, дистанцию.
Разные народы по-своему прибегают к невербальному языку. Например, итальянцы в течение часа прибегают к жестам 80 раз, французы – 20, финны – 1 – 2 раза.
Язык жестов, с одной стороны, интернационален, с другой – каждый народ имеет свои жесты, держит свою дистанцию при общении. Все, что человек не может передать словами, он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой, а также, что в действительность люди думают о нас.
Например, лидер, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий человек ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. В стрессовой ситуации, например перед экзаменом, рекомендуется сделать такой жест, чтобы пропал страх. Скрещенные на груди руки – свидетельство закрытости, желание избегнуть неприятностей. Преподаватель на лекции, протягивающий руку вперед, требует внимания и готов к диалогу с аудиторией. Кивок головой означает одобрение, разрешение продолжать. Люди, скрестившие ноги во время беседы, требуют повышенного внимания, так как они готовы к соперничеству, конфронтации. Женщина, сидящая скрестив ноги и покачивая ногой , явно скучает. Собеседник, сидящий на краю стула, ориентирован на действие, например, чтобы уйти или подписать контракт. Когда человек соединяет пальцы рук в купол, он уверен в себе, в том, о чем говорит, это доверительность. Жест самоконтроля – руки сведены за спину, и там одна рука сильно сжимает другую руку. Руки, приложенные к груди, - знак открытости и честности. Активная жестикуляция отражает часто положительные эмоции и понимается как признак дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция выдает беспокойство, неуверенность в себе, может служить признаком агрессивности.
Важным фактором в общении является и межличностное пространство. Исследователями выделено четыре зоны общения:
ü Интимная зона (от 15 до 50 см) – это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);
ü Межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) – общение друзей;
ü Социальная зона (от 1,2 до 3,7м) – эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;
ü Общественная зона (более 3,6 м) – при общении с большой аудиторией.
Отвечая на невербальное общение, человек невольно копирует позы, жесты говорящего, как бы говоря: «Продолжайте, я слушаю», побуждая тем самым к дальнейшему общения или, напротив, показывая, что общение не состоится.
Итак, чтобы общение было результативным, необходимо помнить о принципах коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать речевых барьеров.
Тигран Кеосаян, как и любой другой собеседник использует невербальные сигналы в общении. Он часто в своем общении пользуется жестикуляцией, языком телодвижений, также у него ярко выражена мимика.
Список используемой литературы.
1. Демьянков В.З., Конвенции, правила и стратегия общения: (Интерпретирующий подход к аргументации) //Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка, М.: Наука, 1982г.
2. Казарцева О.М., Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие, - М.: Флинта, Наука, 1999г.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
4. Клюев Е.В., Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов, М.: Издательство «ПРИОР», 1998г.
5. Максимов В.И., Русский язык и культура речи: Учебник,- М.: Гардарики, 2000г.
6. Трофимова Г. К., Русский язык и культура речи: Курс лекций, - М.: Флинта: Наука, 2005г.
7. Формановская Н. И., Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул.- М.: Высш.шк., 1989г.