Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг "История книжного искусств...

Тому причиной - три фактора: высокий творческий потенциал и открытость к интернациональному художественному процессу молодых лидеров российского (а точнее, московского) бук-дизайна тех лет; внедрение функционалистского метода конструирования книги, способного обеспечить ее композиционно-предметную целостность и значимость; наконец, общая для мировой типографии тяга к appropriateness, нашедшая благодатную идеологическую почву в качестве эстетики протеста в СССР эпохи застоя.

Последнее десятилетие прошлого века было временем становления в нашей стране издательской системы нового типа, подобной которой ни в России дореволюционной, ни в России советской никогда не было. Впервые за всю историю российского книжного дела система книгоиздания формировалась не методами тоталитарного управления, а складывалась в результате последовательной демо­кратизации процессов учреждения издательских структур, снятия цензурного гнета и жесткого партийно-государственного контроля тематики выпускаемых изданий и других показателей производственной деятельности, опоры на развитие рыночных отношений. Становление такой системы эффективно поддерживалось внедрением новых информационных технологий, которые дали мощный импульс ускорения и технического обновления редакционно-производственных процессов, совершенствования издательского дела в целом.

Именно эти факторы позволяют сегодня по-новому переосмысливать достижения художников и редакторов не только прошлого века, но и давно ушедших эпох и развивать искусство книги, которая, несмотря на развитие информационных технологий, всегда будет радовать истинных ценителей и знатоков книжного искусства.

Мы не должны забывать уроки истории и свято хранить традиции искусства книги.












































Список литературы



1.     Алямовская А., В.В. Лазурский// Сборник Искусство книги, вып. 7, М., 1971.

2.     Аронов В.Я.Эльзевиры -М.:Книга, 1975.

3.     Архивные материалы по истории книги и книжного дела в СССР: Указатель (1917-1977). Центральные архивы / Гос. б-ка СССР им В.И. Ленина; Сост. Т.А. Подмазова. М., 1987.

4.     Барсук А.И. К определению понятия «книга» // Издательское дело. Книговедение: Науч.-информ. сб. / ЦБНТИ по печати. 1970. № 2(12).

5.     Барсук А.И. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» // Книга: Исслед. и материалы. 1977. Сб. 34.

6.     Баренбаум И.Е. Предисловие // Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Новосибирск, 1995.

7.     Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР: Учеб. пособие. М., 1983.

8.     Блюм А.В. Частные и кооперативные издательства 20-хх гг. под контролем Главлита (по архивным документам 1922-1929 гг.) // Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 66.

9.     Большаков М.В. Декор и орнамент в книге-М.1990-160 с.

10. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт-М.1964-312 с.

11. Буров К.М. Записки художественного редактора-М.1987-272 с.

12. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций-М.,1977-247с.

13. Варбанец Н.В. Иоханн Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980

14. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги – М., 1984- 208 с.

15. Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова «книга» // Букунистическая торговля и история книги. 1990. Вып. 1.

16. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги-М.,1977- 96 с.

17. Гуссман Г.О книге./Пер.с нем.-М., 1982.-109 с.

18. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь.-М.: Русский язык, 2000.

19. Детская книга вчера и сегодня. Сост.Э Ганкина. По материалам зарубежной печати-М.,1988.

20. Добкин C.Ф. Оформление книги. Редактору и автору.-М., 1985- 208 с.

21. Добиаш-Рождественская О.А. Искусство письма в средние века - М.: Книга,1987.

22. Ельников М.П. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) // Книга. Исследования и материалы. 1995.

23. Завадская Е.В. Японское искусство книги 7-19 вв.- М.:Книга,1986.

24. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974, М., 1977

25. Кировской областной типографии – 175 лет: Сб. Киров, 1972.

26. Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв.: Кодикологический и книговедческий аспекты / АН СССР. Л., 1985.

27. Кисин Б.М. Графическое оформление книги-М.,1946 - 408с.

28. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие для студентов специальности "Издательское дело и редактирование". - Ульяновск: УлГТУ, 2000.-52 с.

29. Лазурский В.В. Альд и альдины-М.,1977; Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга- М.:Книга,1989.

30. Немировский Е.Л. Иоганн Гуттенберг. М., 1992.

31. Немировский Е.Л. Иван Федоров, около 1510-1583. М., 1985.

32. Немировский Е.Л. Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорусского просветителя. Минск, 1990.

33. Немировский Е.Л. Указатель художественного убранства пражских изданий Франциска Скорины // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. М., 1979.

34. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995.

35. Семенников В.П.  Литературная  и  книгопечатная деятельность в провинции в конце XVIII и в начале XIX веков /Русский библиофил, 1911, №№ 6-8.

36. Теория и практика редактирования. Хрестоматия. /Под ред. Сикорского Н.М. - М., 1968.

37. Шицгал А.Г., Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения), М., 1985.

38. Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины - М.: Книга, 1990.

39. Щапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики. М., 1976. Т. 1. С. 29-30, 37-40; Т. 2. С. 110-111.

40. Воuchot Н. Le livre, l'ilustration, la reliure, Париж, 1886.



















































Приложение 1

Пример оформления миниатюры






1.       Миниатюра.

2.       Рамка.

3.       Бордюр.

4.       Незавершенный геральдический символ.

5.       Инициал.

6.       Рубрика.

7.       Текст.

8.       Строчное украшение (веточка).

9.       Строчное украшение (декоративная полоска).

10.   Следы волосянных луковиц на обратной стороне пергамента.







Приложение 2


Схема прохождения издания в производстве


Входной контроль текстовых оригиналов

Входной контроль изобразительных оригиналов

Набор текста

Сканирование и обработка иллюстраций


цветопроба



Правка

 

Верстка полос

 

Получение копий с полос

 

Чтение I типографской корректуры в полосах

 

Правка

 

Распечатка

 

Получение копий с полос

 

Чтение издательской корректуры в полосах и подпись в печать

 

Правка по итогам I издательской корректуры

 

Изготовление диапозитивов полос

 

Контроль качества диапозитивов

 

Монтаж диапозитивов

 

Контроль качества монтажа диапозитивов

 

Изготовление печатных форм

 

Контроль качества печатных форм

 

Передача печатных форм в печатный цех














 

Приложение 3


Альманах «Искусство книги»





[1] Аронов В.Я.Эльзевиры-М.:Книга, 1975; Добиаш-Рождественская О.А. Искусство письма в средние века-М.,1987; Завадская Е.В. Японское искусство книги 7-19вв-М.,1986; Лазурский В.В. Альд и альдины-М.,1977; Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга-М.,1989; Шматов В.Ф. Искусство книги Франциска Скорины-М.,1990; Детская книга вчера и сегодня. Сост. Э Ганкина. По материалам зарубежной печати-М.,1988.

[2] Большаков М.В. Декор и орнамент в книге-М.1990-160с.; Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт-М.1964-312с.; Буров К.М. Записки художественного редактора-М.1987-272с.; Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций-М.1977-247с.; Герчук Ю.Я. Художественная структура книги-М.1984-208с.; Гуссман Г.О книге.-Пер.с нем.-М.:1982.-109с.; Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги-М.1977-96с.; Добкин C.Ф. Оформление книги.Редактору и автору.-М1985-208с.; Кисин Б.М. Графическое оформление книги-М.1946-408с.

[3] Барсук А.И. К определению понятия «книга» // Издательское дело. Книговедение: Науч.-информ. сб. / ЦБНТИ по печати. 1970. № 2(12). С. 5-9; Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова «книга» // Букунистическая торговля и история книги. 1990. Вып. 1. С.14-18; Ельников М.П. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) // Книга. Исследования и материалы. 1995. Сб. 71. С. 53-69; Баренбаум И.Е. Предисловие // Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Новосибирск, 1995. С. 8-9; Он же. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» // Книга: Исслед. и материалы. 1977. Сб. 34. С. 11 и др.

[4] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь.-М.: Русский язык, 2000.

[5] Теория и практика редактирования. Хрестоматия. /Под ред. Сикорского Н.М. - М.- , 1968.

[6] Воuchot Н. Le livre, l'ilustration, la reliure, Париж, 1886.

[7] Семенников В.П.  Литературная  и  книгопечатная деятельность в провинции в конце XVIII и в начале XIX веков /Русский библиофил, 1911, №№ 6-8. С.15.

[8] Кировской областной типографии – 175 лет: Сб. Киров, 1972. С.6.

[9] Семенников В.П. Указ. соч. С.16.

[10] Семенников В.П. Указ. соч. С.18.

[11] Варбанец Н.В. Иоханн Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980; Немировский Е.Л. Иоганн Гуттенберг. М., 1992.

[12] Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв.: Кодикологический и книговедческий аспекты / АН СССР. Л., 1985.

[13] Немировский Е.Л. Иван Федоров, около 1510-1583. М., 1985.

[14] Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР: Учеб. пособие. М., 1983; Блюм А.В. Частные и кооперативные издательства 20-хх гг. под контролем Главлита (по архивным документам 1922-1929 гг.) // Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 66. С. 175-192.

[15] Архивные материалы по истории книги и книжного дела в СССР: Указатель (1917-1977). Центральные архивы / Гос. б-ка СССР им В.И. Ленина; Сост. Т.А. Подмазова. М., 1987; Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР: Учеб. пособие. М., 1983.

[16] Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие для студентов специальности "Издательское дело и редактирование". - Ульяновск: УлГТУ, 2000, с.38-48.

[17] Алямовская А., В.В. Лазурский// Сборник Искусство книги, вып. 7, М., 1971; Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974, М., 1977; Ровенский М.Г., Отечественные шрифты, Полиграфист и издатель №4, 1995; Шицгал А.Г., Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения), М., 1985.

[18] Эльзевир (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был Лодевейком (или Людовик)  Э. (1540 - 1617), родом из Лувена, по прозванию Helsevier.

[19] Щапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики. М., 1976. Т. 1. С. 29-30, 37-40; Т. 2. С. 110-111.

[20] Немировский Е.Л. Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорусского просветителя. Минск, 1990.

[21] Немировский Е.Л. Указатель художественного убранства пражских изданий Франциска Скорины // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. М., 1979. С. 223-268.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать