Для обеспечения конкурентоспособности издания в условиях формирующегося рынка определяющими становятся два фактора: 1) экономический курс редакции и 2) творческий потенциал ее сотрудников. Экономический курс редакции проявлялся, прежде всего, в выборе методов привлечения финансовых средств и социального статуса СМИ. Сохранение творческого потенциала сотрудников, привлечение и удержание талантливых журналистов в конкретном СМИ стало одной из главных задач редакций.[15]
Характерное явление в российской общественной жизни – медиатизация политики и экономики. Одним из главных свидетельств эффективности политической борьбы становится активизация информационной деятельности. Данные факторы вызвали перемену социального статуса СМИ.
Перемена социального статуса СМИ не могла не сказаться на существе журналистской работы. Общество, не говоря уже о власти, стало видеть в СМИ "агентов влияния", способных играть самостоятельную роль на политическом поле. Вошло в практику использование СМИ для легализации и обнародования компромата на должностных лиц и предпринимателей. Журналисты попадали в положение людей, принимавших решение, публиковать или нет "заказную" информацию.
Включение СМИ в систему рыночных отношений привело к политизации аудитории. Встал вопрос об основном потребителе журналистской продукции. Политические новости, интерес к которым не был постоянным и целиком зависел от степени сенсационности информации, рассчитывались на читателей, причастных к управленческой деятельности, что связано с материальной дифференциацией аудитории. Произошел разрыв между ценой на информацию и покупательной способностью населения. Поляризация аудитории проявила себя не только в том, что возникли и развились "качественная" и "массовая" журналистика; элитарные журналы и "народные" газеты, но и в том, что даже образованные слои населения, особенно в регионах, из-за материальных проблем не могли позволить себе покупать "дорогие" издания, в результате чего выделились группы читателей, постоянно и эпизодически пользующихся печатными СМИ и читателей, пользующихся только бесплатными СМИ.
В связи с такой дифференциацией следует отметить направления развития специализированной рекламной прессы. Специализированная рекламная пресса возникла в 1990-91 гг. Шла апробация самых различных моделей изданий. Наибольшее распространение получили две из них: проект "Из рук в руки", предлагавший бесплатное размещение объявлений, что окупалось платным распространением тиража; и проект "Экстра-М", основанный на прямо противоположном принципе – бесплатное распространение газет по почтовым ящикам и взимание денег с рекламодателей. Тиражи этих проектов исчислялись 2 млн. экземпляров и приносили огромную прибыль.
Изменились и информационные потребности российских читателей: на центральные СМИ стали ориентироваться только 30%, а 70% - на местную прессу. Для сельских жителей основными СМИ остались районные газеты, поскольку они сохранили наиболее тесную связь с читателями. Обнаружив эту тенденцию, известные газеты решили пойти со своей информацией в регионы – стали появляться специальные региональные выпуски и региональные вкладыши в центральных изданиях ("Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты" и др.). Разрыв в количестве общероссийских и региональных изданий стал сокращаться, хотя и остался значительным. Уровень заполнения региональных газет рекламой мало отличался от уровня центральных газет. Но в регионах доминировал свой, местный рекламодатель. Почему крупнейшие рекламодатели из центра не идут в региональную прессу в том же объеме, как в региональное ТВ? В.А. Евстафиев выделяет 3 причины: 1) плохую материальную базу (низкое качество полиграфии в региональной прессе, что не позволяет размещать рекламные объявления, оформленные на современном эстетическом уровне); 2) повышенные расценки на рекламные площади для рекламодателей из центра по сравнению с местными (что объясняется дружескими отношениями); 3) низкая эффективность рекламы в региональных печатных СМИ (по сравнению с региональным ТВ). А районная печать имеет от рекламы такой мизерный доход, что он не влияет существенно на ее положение. Разрыв в доходах между центральными, региональными и районными СМИ еще более увеличивается в ходе предвыборных кампаний, на что влияет монополизация информационного рынка крупнейшими медиа-холдингами.[16]
Конкуренция, в которую вступили газеты, оказалась конкуренцией в области рекламы. Но рекламные доходы стали уходить в телевидение, которое обеспечивало воспроизводимость рекламы по всей стране, чего газеты не могли гарантировать. С одной стороны, газеты признаны эффективным рекламоносителем, но с другой, плохо используются рекламодателем. Поэтому необходимо было придумать новые ходы и технологии. Таким стал опыт создания газетных альянсов (Франция, Голландия, Германия, США): все газеты, выходящие на определенной территории как некий общий рекламоноситель. Обсчитываются их пересекающиеся аудитории, изучается вопрос о том, черед какие газеты можно обеспечить совокупный выход рекламы на менеджеров среднего и высшего звена с тем же эффектом, которое дает телевидение (стратегия наиболее эффективно реализована во Франции). Но при этом необходимо соблюдение нескольких условий: хорошая полиграфическая база, которая обеспечивает адекватное цветовоспроизводство и адекватное качество печати по всей стране; прозрачность газетного рынка с точки зрения исследователей, прозрачность тиражей, прозрачность аудитории. В России такая стратегия из-за масштабов страны и трудностей согласования изданий различных владельцев. [17]
Значительное изменение на рынке рекламы произошло после финансового кризиса августа 1998 г. Обозначилось внимание к размещению рекламы в СМИ, которые, опираясь на зарубежный опыт, стали предлагать рекламодателям различные варианты содержательного обрамления рекламы. Так, во многих общественно-политических СМИ и изданиях универсального характера содержание соответствующей рекламного объема размещается даже рядом с логотипом газеты, вперемешку с наиболее сенсационными материалами номера. В России, с высоким уровнем политизации населения, материалы на общественно-политические темы являются удачным сопровождением рекламной информации. Важнейшее место среди "провайдеров" рекламы занимают журналистские материалы на тему отдыха и развлечения, спортивная информация.
Таким образом, независимость СМИ в значительной мере обеспечивается рекламой. Будучи эффективным каналом финансовых поступлений, она дает редакции возможность избегать государственного или корпоративного диктата и проводить собственный информационный курс. С другой стороны, этот информационный курс жестко детерминирован потребностями рекламодателей.
Массовые информационные процессы и процессы рекламирования в России пересеклись и на этом пересечении родилось новое информационное, коммуникационное поле. Это объясняет сходство функций рекламы и СМИ: реклама информирует о товарах и услугах, влияет, как и СМИ, на оценки и мнения, распространяет социально-культурные ценности и образцы, оказывает мобилизующее воздействие на поведение людей. Происходит конвергенция рекламы и СМИ, но не как механическое соединение, а как взаимопроникновение, новая сущностная ступень методов организации, технологии, творчества.[18]
Таким образом, связи между массовыми и рекламными коммуникациями, существенно углубились. Процессы, происходящие в системе массовых и рекламных коммуникаций, оказывают заметное влияние друг на друга и на аудитории СМИ.
Сопоставляя журналистские и рекламные жанры в газетно-журнальной периодике, В.А. Евстафьев приходит к выводу, что, происходит постепенное взаимопроникновение и слияние жанров журналистики и рекламы, трансформирующихся и адаптирующихся к специфике определенного информационного канала. Приемы, способы аргументации, выразительные средства и в журналистских, и в рекламных жанрах, равно как на стыке журналистских и рекламных произведений, могут использоваться параллельно или комбинироваться последовательно.[19]
В результате с современных СМИ намечаются следующие тенденции: обновление и обогащение жанровой палитры в журналистике; продолжится процесс диффузии между собственно журналистскими и собственно рекламными жанрами, адаптации рекламой к собственным, а журналистской - к своим интересам выразительных возможностей смежной сферы деятельности; реклама и в дальнейшем все в большей степени будет ассимилировать существующие жанровые структуры в журналистике и их возможные модификации, что воздействует на выбранные целевые группы.
В современном мире традиционная цель СМИ – удовлетворение информационных потребностей населения, сегодня дополнилась еще одной – удовлетворение потребностей бизнеса в доступе к определенной аудитории, которой СМИ собирается овладевать (иными словами – рекламой, шире - PR). Она может по-разному трансформироваться (как в газете "Из рук в руки" или как в любой газете с содержанием). Вторая цель несколько смещает задачи и структуру СМИ по отношению к традиционной цели[20], таким образом, что они начинают больше ориентировать свою работу на торговлю аудиториями. Сюда же можно добавить и удовлетворение потребностей политических сил в доступе к аудитории.
Насчитывается три основные роли, в которых журналист видит свою аудиторию. Представление примерно первых трех десятилетий ХХ в. – это представление об аудитории как о мишени журналистского воздействия. Шире начинает распространяться точка зрения на аудиторию как потребителя. Сегодняшнее российское представление об аудитории, в основном, именно такое. Отсюда желание учесть то, что с читателями происходит, что он имеет в виду, с тем, чтобы он приобрел газету. На самом деле потребитель СМИ выступает в третьей роли: как товар. Иными словами, современные СМИ торгует не информационным продуктом, не своей площадью, или временем, а торгует аудиториями. Поэтому главной фигурой в современном журналистском менеджменте и бизнесе становится рейтинг (как величина, охват аудитории). Аудитория нужна для того, чтобы она дала показатель рейтинга, и тогда рекламодателю можно обосновать высокие расценки.
Сегодня понятие "рейтинг" понимается достаточно широко: это и популярность передачи, и оценка ее качества, и оценка журналистского мастерства. Определение рейтинга основано на представлении, что СМИ является образующим аудиторию фактором, гарантирующим рекламе то или иное количество потребителей определенного состава. Большое значение имеет информационное поведение аудитории. Величина рейтинга зависит в определенной степени от содержания, формы, тематики, стереотипов жизни различных слоев населения; и др.[21]