7;8. Как понимается посмертная судьба человека в буддизме? Что такое нирвана?
Как понимается «личность», «душа», «я» в буддизме в отличие от христианства?
В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретении ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившаяся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящееся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полной сосредоточенностью и решимостью.
Последний уровень – арупалока – отрешен от формы и от телесного материального начала.
То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесо сансары".
На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В центре круга – небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества. Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей – в верхней части круга. Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина, старик, мертвец и больной. Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и стрелы. Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в непрерывном голоде. Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада – Эрлик-хан (санскритское - Яма).
"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из них рисунках. Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.
Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, незнающей, куда она идет. Это – символ "омраченности" (авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение. Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это - "содеянное" (сансара или карма). Настоящая (данная) жизнь передана 8‑мью ниданами.
Нирвана (санскр. – угасание, прекращение, исчезновение) – в буддизме конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий, однако ведущие буддийские направления по-разному толковали это важнейшее для первой мировой религии понятие.
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.
В буддизме содержится идея перерождения. Не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую.
Все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать Буддой, однако буддизм не провозглашает, что все тождественны или едины в Абсолюте. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став Буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Буддизм не утверждает, что все является иллюзией: все подобно иллюзии. Это серьезное отличие. Предметы подобны иллюзии в том смысле, что они кажутся твердыми, постоянными и конкретными, тогда как в действительности они не таковы. Предметы не являются иллюзией, поскольку иллюзорная пища не наполнит наш желудок, а реальная пища наполнит.
9. Отличие теизма от пантеизма. Привести примеры теистических и пантеистических религий.
Теизм (греч. – бог) – религиозное воззрение, содержание которого составляют понятие о Боге, обоснование Его существования, представления о Его отношении к миру и человеку. Термин введен англ. Философом Р. Кэдвордом в 1743 г. Полагают, что теизм, в строгом смысле слова, представлен в иудаизме, христианстве, исламе. Согласно теизму, Бог – это абсолютное, всесовершенное Бытие и одновременно бесконечная Личность, творящая мир, находящаяся вне его и в то же время постоянно проявляющая активность внутри него, часто находящую выражение в чуде.
Пантеизм (греч. – все и бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности. Диапазон течений, к которым применимо понятие пантеизм, достаточно широк, -- от близких к теизму до смыкающихся с материализмом. Термин «пантеист» введен Дж. Толандом (в нач. XVIII в.), позицию пантеизма он изложил, ссылаясь на мифологического героя древних греков Лика: «все возникает из целого и целое – из всего». Пантеизм – следствие осознания объективно существующей связи между духовным и материальным началом в человеке, между материальным миром и духовной жизнью человека.
10. 2 важнейшие молитвы:
«Аль-Фатиха» (Открывающая сура Корана).
(1). Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
1 (2). Хвала Аллаху, господу миров
2 (3). милостивому, милосердному,
3 (4). царю в день суда!
4 (5). Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!
5 (6). Веди нас по дороге прямой,
6 (7). по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, -
7. не тех, которые находятся под гнетом, и не заблудших.
«Отче наш» (Евангелие)
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; да будет воля твоя и на земле,
как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам
нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь от лукавого;
ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.
2. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И. и др. Основы религиоведения: Учеб. – М., 2001.
3. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебн. пособие для вузов. – М., 2001.
4. Кочетов А.И. Буддизм. – М.: Политиздат, 1970.
5. Коран. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
6. Рукай максуд. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
7. Религии мира. Энциклопедия. Т.6 – М.: «Аванта+», 1996.
8. Философский словарь. М.: Политическая литература, 1968.
9. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. – М., 2002.
10. Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение: Учебник. – М., 2001.