Таким образом, человек сам может исправить свою карму, своими усилиями сделать себя существом, подобным богам. Это состояние совершенной свободы Будда назвал нирваной, угасанием желаний, божественным освобождением. Путь к ней открыт для всех независимо от касты. Во всех иных религиях путь простого человека до божественного состояния закрыт.
3. Каковы особенности культа буддизма?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 149
В ходе развития буддизма сложился культ сложный культ почитания Будды. Который охватил все стороны жизни верующих, начиная с бытовых и кончая всеобщими праздниками, которые заняли видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ.
Ступа считается реликвией, святым хранилищем останков Будды, его учеников и др. последователей. Важнейшей телесной реликвией буддиста признают волосы Будды, его зубы, а так же предметы которыми пользовался Будда, чаши, полки, деревья, где он сидел.
Со временем возникло поклонение статуям и изображениям Будды. Богослужение осуществляется буддистами в храмах исключительно духовенством, без мирян.
Буддизм выработал специфическую форму культовой практики – бхвану, которая состоит в углублении в собственный внутренний мир с целью осмысления учение Будды.
Буддийская церковь имеет довольно большое количество служителей культа – монахов, которые живут в монастырях. Их существование обеспечивается исключительно милостыней. Питаться им разрешается дважды в день. Они отказываются от брака, собственности. Монахи должны брить голову, лицо, даже брови, носить одежду желто цвета. В разговоре с женщиной можно сказать пять слов, закрываясь от нее веером. Большинство монахов странствуют, будучи членами определенной сангхи.
Сангха – монашеская община, которая объединяется в рамках одного монастыря.
На основе буддийского культа возникли памятники искусства, сложились иконографические традиции. Образовался круг символических представлений и образов. С буддизмом связаны грандиозные каменные святилища и каменные ансамбли Индии, Китая, Индонезии, Бирмы, Непала и др. стран.
Тема 4. Православие.
1. Каковы основные характеристики православия? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 170-178.
Православие - восточная ветвь христианства. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Получило распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Слово «православие» является переводом греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) верование.
На Руси крещение Руси и принятие православия произошли в 988 г. при княжении князя Владимира.
Сегодня православное направление христианства представляет собой совокупность поместных (региональных) религиозных организаций, которых называют православными Церквами. Существует официальный перечень представителей православных Церквей. По этому списку Церкви располагаются следующими образом: Константинопольская Церковь (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь Америки.
Общая численность православных - 182 млн. человек. Наибольшее их число в России - 70-80 млн. человек.
2. Каковы основные положения вероучения православия?
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).
В православии признаётся семь таинств (священнодействий) - крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства - крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле - постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).
3. Каковы особенности культа православия.
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 130-131
Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но в месте с тем есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается, прежде всего, культа святых почитаемых данной Церковью и праздников.
Русская православная церковь, так же как и Иерусалимская, Грузинская и Сербская до си пор живет по юлианскому календарю, остальные по григорианскому (последний был введен 1918 г.). сейчас григорианский календарь отличает от юлианского 13 суток, далее это расхождение будет увеличиваться. Поэтому в церковных календарях церковь указывает две даты праздника – по старому и новому стилю.
Главных праздников двенадцать. Богослужебный год в православии начинают осенью, с сентября месяца, и в этой связи расположение праздников следующее: Рожество Богородицы (8\21 сент.), Воздвижение Креста Господня (14\27 сент.), Введение в Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября\4 декабря), Рождество Христово (25 декаб.\7 янв.), Крещение Господне (Богоявление) (6\19 янв.), Благовещение (25 марта\7 апр.), Преображение Господне (6\19 авг.), Успение Божьей Матери (15\28 авг.).
Особое место среди христианских праздников занимает Пасха – Праздник Воскресения Иисуса Христа. Церковь установила, что пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Таким образом, Пасха в православии празднуется между 22 марта и 25 апреля по старому стилю.
В православии признаётся семь таинств (священнодействий):
1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими "оглашение" (сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный, таким образом, человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и "довершит" его.
2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.
3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного, в бессознательном состоянии - так называемая "глухая исповедь".
4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.
Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.
5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божья).
Епископах обладает всей полнотой тайнодействия включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий, но власти и по части), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства - примас.