5.
Особенности распределительной логистики.
Доставка товаров.
Хотя с точки зрения потребителя первый способ выглядит единообразно, с точки зрения фирмы «Евротехника оптом» могут быть очень разные реализации бесплатной доставки.
Фирме принадлежит парк из 5 автофургонов «Газель», вместимостью 5 м3, которыми развозится основная масса заказов. Один из фургонов все время дежурит на складе, чтобы быть готовым развезти срочный заказ. Для более крупных доставок фирма нанимает подходящий транспорт у трансагенства.
Маршруты, по которым доставляется товар, условно делятся на «длинные» и «короткие».
Короткие маршруты – это маршруты, в которых поездка до места назначения занимает не более часа, а вся продолжительность ездки дорога туда + разгрузка + дорога обратно занимает не более 3 часов. Короткие маршруты можно организовать таким образом, чтобы машина не попадала в час пик и ехала все время по свободной дороге.
Длинные маршруты – маршруты, общая продолжительность которых превышает 3 часа, либо маршруты на дальние расстояния, из одного района города в другой. Длинные маршруты чаще всего невозможно организовать так, чтобы машина не попадала в час пик, поэтому время, затраченное на длинный маршрут, увеличивается непропорционально расстоянию, на которое длинный маршрут отличается от короткого.
Кроме того, длинные маршруты обходятся дороже коротких не только благодаря прямым расходам (стоимости топлива), но и благодаря косвенным расходам. Во-первых, поездка в условиях плотного потока машин, когда автомобиль то и дело останавливается и снова трогается, неблагоприятно сказывается на износе машины. Во-вторых, в условиях часа пик резко увеличивается вероятность аварии, а повышение такой вероятности ведет к увеличению страховых расходов.
Условно считается, что стоимость рабочего дня фургона, работающего на коротких маршрутах, составляет 1500 рублей. При этом фургон совершает обычно 2 поездки в день, в которых выполняет в сумме 3 заказа. Т.е. средняя стоимость короткой поездки – 750 рублей, а стоимость среднего заказа на коротких маршрутах – 500 рублей.
Стоимость же рабочего дня на длинном маршруте – 2500 рублей, причем фургон успевает сделать только одну поездку, во время которой в среднем выполняется 1,2 заказа. Т.е. средняя стоимость длинной поездки – 2500 рублей, стоимость среднего заказа на длинном маршруте – 2080 рублей.
Разумеется, что логистики фирмы предпочитают иметь дело с короткими маршрутами. Когда-то, в начале деятельности фирмы «Евротехника оптом», когда все клиенты были магазины в центральной части города, все множество регулярных поставок состояло только из коротких маршрутов. Теперь клиентами «Евротехники» становится все больше фирм, причем, благодаря сотрудничеству с развивающейся сетью супермаркетов, появление новых торговых точек, которым требуются поставки «Евротехники», возможно в любом районе города. Сейчас «Евротехника», кроме центрального района, обслуживает магазины в Свиблово и Медведково. Кроме того, «Фокстрот» собирается в ближайшее время осваивать Южный административный округ и скоро откроет магазин и там. Эти события резко расширяют географию постоянных бесплатных доставок товара фирмой «Евротехника оптом».
В то же время наценка, заложенная в цену товара, делает постоянные бесплатные доставки по длинным маршрутам невыгодными. Именно поэтому фирма искусственно тормозит заключение договоров о постоянном сотрудничестве с магазинами вне центральной части города.
Стоимость аренды грузовиков у трансагенства составляет 400-800 рублей в час. Таким образом средняя поездка на коротком маршруте обходится «Евротехнике» в 1200-2500 рублей, на длинном – 3500-6500 рублей.
Крупные магазины бытовой техники обычно пользуются такой схемой поставок – раз в месяц заказывается крупная партия товара, магазин приобретает основной запас, который будет продаваться в течении месяца. Для выполнения таких заказов «Евротехника» использует наемные грузовики, а даты таких поставок приурочивает к датам поставок товара контейнером от «Евротранзита». Далее примерно раз в неделю крупные магазины докупают небольшими партиями тот товар, который в данный отрезок времени распродался быстрее. Для выполнения таких заказов достаточно принадлежащих фирме фургонов.
Мелкие магазины в любом случае предпочитают делать недельные заказы – у них нет достаточных складских площадей, чтобы хранить большой запас. Сами по себе объемы таких поставок невелики, хватает емкости фургонов.
Особым образом происходит доставка автомобильных охранных устройств в автосалон. Как уже говорилось, салон сохраняет стабильный спрос, поэтому все доставки строго регулярные. Доставка происходит раз в две недели, тогда же, когда приходит контейнер от крупного поставщика, но благодаря небольшим размерам товара, для доставки вполне хватает емкости фургона.
6. Логистика запасов. Емкость склада.
Полезная емкость склада, принадлежащего «Евротехнике оптом», составляет 250 м3. Это небольшой склад. В настоящее время нужная емкость складов для «Евротехники» равна в среднем 200 м3.
Во-первых, склад должен вмещать в себя полный объем свежепоставленных контейнеров (80% от 3-х 20-ти тонных контейнеров – 110 м3).
Во-вторых, нужен хотя бы недельный запас обычного ассортимента – потому что железнодорожный транспорт не отличается особой точностью, возможна задержка доставки на сутки и более, и на этот случай необходим страховой запас, чтобы не подводить постоянных клиентов. Объем страхового запаса 60 м3.
В-третьих, значительную часть ассортимента фирмы составляют элитные дорогие изделия, домашние кинотеатры, например. Такой товар продается медленно, и в то же время необходимо иметь на складе возможно более полный ассортимент, чтобы в любой момент удовлетворить VIP-клиентов. Объем запаса элитной техники составляет 30м3.
Как видим, обычно используется 80% объема склада, то есть склад практически исчерпал свою емкость, и дальнейшее расширение клиентуры приведет к тому, что склад будет переполнен.
7.
Суммирование проблем логистической
системы предприятия.
Варианты решения.
Итак, в свете всего вышесказанного очевидно, что «Евротехника оптом» испытывает следующие проблемы:
- появление новых постоянных клиентов на большом расстоянии от склада становится убыточным;
- исчерпана емкость склада.
Оба этих фактора тормозят развитие фирмы и расширение клиентуры.
Решить первую проблему можно двумя путями:
1. Повысить цены на товар.
Такое решение неприемлимо. Фирма «Евротехника» успешно конкурирует с другими именно благодаря тому, что ее цены заведомо дешевле, чем у конкурентов. Если она повысит цены до общего уровня, то преимущество перед другими оптовыми поставщиками потеряется. В то же время ассортимент товаров довольно специфичен, поэтому при равных ценах «Евротехника» будет проигрывать оптовой фирме с универсальным ассортиментом. При этом, если «Евротехника» повысит цены только на товар, отпускаемый на периферию города, то такой шаг будет прямо противоречить заявленной политике фирмы. Если цены повысятся для всех клиентов – есть риск потерять постоянных, при том совсем не гарантировано появление новых – как уже говорилось, при прочих равных универсальный поставщик лучше, и небольшие магазины предпочтут заказывать все в одном месте, чем делать по таким же ценам заказы у разных поставщиков.
2. Уменьшить накладные расходы на транспортировку заказов в другие, кроме центрального, районы города.
Такое решение позволит сохранить прежний низкий уровень цен и преимущество фирмы на рынке оптовых поставок.
Вторая проблема тоже решается двумя путями: с помощью перепланировки увеличить емкость имеющегося склада; арендовать новый склад. Вообще говоря, стоит воплотить в жизнь оба решения – аренда нового склада, притом в другом районе города, позволит расширить емкость склада и организовать новый центр распределения товаров по заказам, с короткими маршрутами распределения. Расширить же емкость основного склада необходимо потому, что он служит, во-первых, центром транзитного перераспределения товаров между поставщиком верхнего уровня и клиентами/другими складами, во-вторых, если целесообразно раздробить основной и страховой запасы между различными складами, то запас элитных моделей все-таки лучше держать централизованно в одном месте. С расширением клиентуры увеличится и объем поставок от «Евротранзита», и объем всех запасов, в том числе и малоликвидного запаса дорогих моделей.
Таким образом, основное решение проблемы – арендовать новые склады. Но кроме собственно аренды, нам понадобится еще и транспорт, который будет развозить заказы из новых складов по коротким маршрутам. То есть нам потребуется еще и расширение парка автофургонов. Кроме того, перераспределение товаров между центральным складом и периферийными складами породит большое количество новых крупномасштабных ездок. Вместе с обслуживанием крупных магазинов их наберется достаточно, чтобы задуматься о покупке хотя бы одного крупного грузовика.
8. Проект реорганизации логистической системы.
Итак, суммировав все вышесказанное, получим, что нам необходимо совершить следующие действия:
1. Расширить емкость уже имеющегося центрального склада.
2. Арендовать другие склады в стратегических точках города.
3. Обеспечить эти склады приписанным автотранспортом для доставки заказов с новых складов.
4. Приобрести для всей фирмы в целом 10-ти тонный грузовик.
Рассмотрим каждый из пунктов подробно.
9. Расширение емкости уже имеющегося склада.
Склад фирмы «Евротехника оптом» находится в центральной части города. Это одноэтажное кирпичное строение площадью 300 м2 и высотой потолков 2,2 м. Упакованный товар складируется на полу штабелями высотой не более 1,5 м. Коэффициент использования площади – 55%. Для расширения склада возможны следующие решения:
1. Оборудовать склад стеллажами, где товар будет храниться штабелями вплоть до потолка.
Для основной массы товаров лучше использовать глубинные стеллажи, в которых опорные рельсы поддонов расположены таким образом, что поддоны с идентичным товаром загружаются один за другим в глубину. При этом к загруженному товару возможен только последовательный доступ, причем товар, загруженный первым, можно достать лишь последним.