Репортаж на страницах газеты

Аналитический характер ярко прослеживается в репортаже, Колесников все время сравнивает, вспоминает, уточняет события, комментирует, он как страж Путина, следит за его действиями, его судьбой, настроением, ищет что-то необычное в его поведении, пытается угадать дальнейшие действия и даже мысли первого лица страны.

 

§ 2.  «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008)

Репортаж 19 февраля посвящен церемонии вручения мировой спортивной премии Laureus, проходящей в концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга, и, конечно же, присутствию на ней господина Путина.

Начинает Колесников свой репортаж довольно классически, рассказом о самой премии и о том как «Петербург выиграл тендер на проведение церемонии в жесткой конкуренции с другими очагами цивилизации и культуры». Затем композиция дополняется описанием некоторых участников церемонии, ну и конечно же появлением Владимира Владимировича. Вновь автор показывает нам то, что знает своего героя очень хорошо:

«Президент России Владимир Путин появился на церемонии в смокинге с бабочкой. Последний раз он был замечен в такой высокопарной одежде, если не ошибаюсь, на приеме у английской королевы несколько лет назад».

Рассказывая нам о ходе событий на церемонии, Колесников украшает их небольшими «приложениями» о Путине, как например:

«Владимир Путин на фоне лауреатов не выглядел бледно. Он сказал, что в зале собрались настоящие герои, и мне кажется, что даже фотокорреспонденты на балконе как-то расправили плечи.

Церемонию вел американский актер, обладатель голливудского "Оскара" Кьюба Гудинг-младший. Он сообщил, что в зале не меньше 16 олимпийских чемпионов из России, "но это неудивительно в стране, где у президента черный пояс по дзюдо".

Если не ошибаюсь, на Владимире Путине и сегодня был черный пояс».

Конечно не обошлось и без язвительного комментария в сторону близкой дружбы Путина и Медведева:

«Между тем рядом с Владимиром Путиным мне недоставало только Дмитрия Медведева. Одного без другого уже трудно представить на публике отечественному телезрителю».

При чтении данного репортажа создается полный «эффект присутствия» на церемонии, что безусловно является свидетельством виртуозного владения автора законами жанра.

 

§ 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№  34/П(3851) от

03.03.2008)

Репортаж от 3 марта посвящен самой важной теме дня - Выборам Президента.

Опять же четко выдержана композиция: зарисовочная заставка про бабушку, которую нельзя трогать и задевать, а лучше вообще обходить стороной; диалоги, мини-описания (та же бабушка или господин Балахин), реплики и четкие детали.

Сложности, с которыми сталкиваются репортеры, также можно отметить и в этом репортаже. У Андрея нет сложностей с выбором места или героя события, им всегда является один человек. Расстановка участников, расположение материала, компоновка - все это должно вызывать определенные затруднения у автора. Но в данном репортаже действия движутся друг за другом, материал также располагается исходя из временных рамок, а детали господин Колесников всегда выбирает самые меткие.

«Президент больше отказывался, чем заказывал: он не стал пить морс из морошки, потому что его смутил ядовито-желтый цвет напитка, и не стал есть икру морского ежа, которую настойчиво рекомендовал собравшимся Дмитрий Медведев, который либо не в первый раз был в этой "Экспедиции", либо попробовал икру морского ежа в своих многочисленных предвыборных экспедициях (недавно он, например, был на Дальнем Востоке). "Только после термической обработки",— сказал господин Путин. В общем, за столом было очень весело. Власть переходила из рук в руки под нельму, муксун, соус "Макалово" и брусничный морс».

Андрей Колесников обращает внимание на то, что церемония передачи власти началась сразу после голосования в ресторане "Экспедиция", а закончится в начале мая в Большом Кремлевском дворце.

Особый интерес у автора вызывает процесс выбора нового президента действующим:

«Между тем, перед тем как поставить галочку, он минуты две-три думал, внимательно изучая бюллетень. Президент долго рассматривал фамилии кандидатов, словно видел их впервые. Скорее всего, так оно и было: это был, очевидно, как раз муниципальный бюллетень. (Вопрос: можно ли полностью исключить версию, что это был все-таки список кандидатов на его пост?)». 

Заканчивает разговор о выборах 3 марта 2008 года Колесников той самой бабушкой, с которой все и начиналось. Традиционная кольцевая, замкнутая композиция.

«Позже я выяснил, о чем Валентина Морозова разговаривала с президентом России. Ей нужна операция на позвоночнике. Вот об этом.
Именно это и называется: у кого что болит. То есть она рассказывала Владимиру Путину не историю жизни, а историю болезни».

 

 § 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от

18.03.2008)

Репортаж 18 марта посвящен встрече на международном уровне. «Избранный две недели назад президент России Дмитрий Медведев и избранный четыре года назад президент России Владимир Путин встретились вчера с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны США Робертом Гейтсом» - пишет Колесников.

Причем, как отмечает автор, «американская делегация встретилась с одним главой государства, а обсудила проблемы - с другим». Следовательно, репортаж начинается со встречи американских гостей с Медведевым, а далее действие плавно переходит в представительский кабинет для встречи с господином Путиным.

Как славно описывает Колесников беременную журналистку, что не может не вызывать улыбку на лице:

«Одна девушка была на позднем месяце беременности, и как только журналистов хотя бы на полминуты останавливали перед какой-нибудь дверью, она сбрасывала туфли и переминалась босиком с таким видом, что хотелось вызвать неотложку.

Впрочем, как только входил кто-то из сотрудников службы безопасности, журналистке с удивительным проворством удавалось всякий раз впорхнуть в свои туфли и оказаться первой около двери».

Также любопытно  столь внимательное обращение к уставшим ножкам Кондолизы Райс:

«При этом надо отметить, что Кондолиза Райс прошла по представительскому кабинету в своих лакированных коричневых туфлях как цапля по болоту — осторожно и мягко ставя ноги и, казалось, тщательно выбирая место, куда их поставить. Ей, без сомнения, с трудом давались эти шаги. Очевидно, госсекретарю США не пошел на пользу трагический опыт почти двухгодичной давности, когда она приехала в Москву, сразу купила новые туфли, надела их наутро — и уже к полудню не могла сделать и шагу без налепленного на пятку пластыря.

И теперь она, конечно, повторила этот опыт (может быть, страдая, она получает, впрочем, какое-нибудь странное удовольствие)».

Похоже, что Колесников в силах заставить улыбнуться даже самого серьезного читателя, при этом, не ничего не перевирая и не отходя от сути проблемы.

 

§ 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от

12.04.2008)

Данный репортаж также посвящен действиям пока еще президента страны В.В.Путина на заседании Совета Безопасности, посвященном политике России в космосе. И как отмечает Андрей Колесников, Президент говорил о единой космической программе с большим энтузиазмом. Так говорят,  когда делают что-то только, как для себя самого.

Опять же автор не изменяет собственному стилю, по-прежнему искрометные комментарии, замечания, запоминающиеся детали, намеки- все это вполне привычно для репортажа Колесникова. Есть в его репортажах весомая доля юмора, но он все-таки журналист кремлевского пула, должен быть осторожнее с комментариями. «Мастерски он все-таки пишет», - думаешь каждый раз, когда читаешь его репортажи. Замечает все: от того, какого цвета галстук у министра финансов, и до того, кто каким образом вошел в зал, как говорил, что держал в руках и как менялась его интонация.

 «Дмитрий Медведев не посещает с завидной регулярностью, президент тоже входит последним, после премьера Зубкова. Но между ними всегда существует театральная пауза длиной в полминуты-минуту. Когда избранный и действующий президенты появляются одновременно, то впереди Владимир Путин..

Вчера первый раз за время наблюдений было по-другому. Владимир Путин вошел не последним, а вторым. И тут остается понять: является ли это событие многозначительным намеком на то, что ситуация изменилась, и почти уже до неузнаваемости, или что это все полная ерунда, а вошли так, потому что говорили на ходу и как смогли, так и зашли».
Композиция в целом также остается неизменной, лишь заканчивается этот репортаж указом "О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ" N295, посвященный обеспечению деятельности господина Медведева до момента его инаугурации. Это вывод, вывод о новом этапе России. Колесников не комментирует  его, не выписывает детали, просто дает информацию, он словно ставит точку в истории президента Путина и отделяет красной строкой новый абзац истории России президента Медведева.

Заключение


Предпринятый в данной работе анализ жанра показал, что мы имеем дело с отдельным и очень интересным направлением новостной журналистики.

Мы выяснили, что главной особенностью современного репортажа является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. А знание того, как и каким образом использовать все эти элементы произведения – одна из ступенек мастерства репортера.

Репортаж является одним из самых персонально ориентированных жанров журналистики, и ведущее место в нем занимает категория авторского «Я», которая является прочным началом в соединении разнородных структур. Именно поэтому документальное отображение действительности должно сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу наблюдаемого события.

Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское самовыявление, языковое воплощение материала и многие другие может стать хорошей предпосылкой в творческом становлении будущего репортера.

В данной работе мы справились со всеми поставленными задачами, рассмотрев жанр репортажа во всех нужный аспектах и проиллюстрировав их на примере работ Андрея Колесникова.

Опираясь на теоретическую базу, проведя анализ современных газетных репортажей, мы можем с уверенностью утверждать, что репортаж­­—­­­­ жанр не умирающий, развивающийся и перевоплощающийся, а репортер — это всегда первый очевидец события, это всегда первый информатор и первый журналист.

Список литературы


1.     Ворошилов В.В.- СПб.- Изд-во Мих.-2004

2.     Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе.- М.: Рип-Холдинг,2001

3.     Засорина Т. Профессия-журналист.- Ростов-на-Дону: Феникс,1999

4.     Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2004 

5.     Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.– СПб.:  Изд-во Михайлова В.А.,2005

6.     Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002

7.     Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск.Университет,1996

8.     Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста, под редакцией Засурского.-М: Академия просвет.,2007 

9.     Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.-М.,1982

10. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика.- М.: Изд-во Сабашниковых,1999

Печатные издания

1.           Газета «Коммерсантъ»   № 3(3820) от 16.01.2008

2.           Газета «Коммерсантъ»   № 27(3844) от 19.02.2008

3.           Газета «Коммерсантъ»   № 34/П(3851) от 03.03.2008

4.           Газета «Коммерсантъ»  № 43(3860) от 18.03.2008

5.           Газета «Коммерсантъ»   № 62(3879) от 12.04.2008


[1] Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. – СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92

[2] Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.– СПб.:  Изд-во Михайлова В.А.,2005, стр. 173

[3] Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет,1996, стр.187

[4] Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. – СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 91

[5] Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 111

[6] Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. – СПб: Знание, 2000 г., стр. 102

[7] Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115

[8] Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. – СПб: Знание, 2000 г., стр. 103

[9] Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия .- М.,1982, стр. 83

[10] Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2004 , стр. 147

[11] Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.-М.,1982, стр. 77

[12] Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать