Следующий блок факторов связан с созданием условий для благоприятного инвестиционного климата в Японии и новых индустриальных странах. К этим условиям относятся: льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз капитала, накопление золотовалютных запасов, льготное кредитование и субсидирование, создание специальных экономических зон торговли и промышленного производства, льготное таможенное обложение, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовая стабилизация и укрепление местных валют, государственная поддержка экспортно ориентированных отраслей. Все это сделало возможным привлечение крупных заемных средств и льготной иностранной помощи для структурной модернизации экономики и проведения ее широкомасштабной индустриализации.
Все экономические модели были основаны на последовательном проведении государством политики поэтапного перехода от аграрной структуры экономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапы реформирования экономик основывались на структурных преобразованиях в области аграрного сектора, которые привели к созданию слоя фермерских хозяйств/слоя сельскохозяйственных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате реформирования аграрного сектора рабочая сила направлялась на основные отрасли промышленности начального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитие высокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволило создать необходимый фундамент для освоения высокотехнологичных, наукоемких производств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладания трудоемких отраслей промышленности к высокотехнологичным и наукоемким. Развитие промышленности отвечало поэтапным задачам реформирования экономики: переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ее исчерпания к стратегии экспортной ориентации промышленного производства.
Заметную роль играло государство в эффективном распределении ресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы и повышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ориентация на экспорт предполагала жесткую конкуренцию, не допускала превышения внутренних цен на промышленные ресурсы уровня цен на мировых рынках. Правительства НИС активно вмешивались в экономику с целью протекционизма отечественной промышленности. Импорт контролировался в целях защиты стратегически важных секторов экономики с выделением компенсационных дотаций экспортным отраслям промышленности, обеспечивалось льготное кредитование предприятий-экспортеров.
Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на мировых рынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изыскания дополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослабления собственных позиций в международной торговле и обеспечить эффективное участие в международном разделении труда.
Внедрение в производство достижений научно-технического прогресса в развитых странах мира, широкое освоение ими новых высокотехнологичных отраслей параллельно с внедрением новых технологий в традиционные отрасли приводит к резкому и качественному по своему характеру подъему производительности труда. Но все это делает затруднительным дальнейшее эффективное использование развивающимися странами такого собственного преимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция снижения удельного веса заработной платы на единицу промышленной продукции развитых стран мира позволяет говорить о снижении конкурентоспособности продукции развивающихся стран, связанной с использованием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкое увеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимость данного фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочей силы в развивающихся странах. Следует отметить, что на мировых рынках тенденция выпуска качественных товаров в последнее время оттесняет на задний план стоимостные характеристики товара, что также принижает роль дешевой рабочей силы.
Важнейшие изменения последних лет в экономике развитых стран за счет привлечения новых технологий ведут к уменьшению материало- и энергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавленной стоимости в товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим для оптимального и эффективного развития экономики обеспечение диверсификации экспорта в сторону производства готовых изделий, машин и оборудования по новейшим технологиям с использованием собственных преимуществ и преимуществ международного разделения труда.
Основное направление развития экономики в развивающихся странах делается на оптимальное использование совокупности факторов преимущества новейших высокопроизводительных технологий, имеющихся природных богатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте развивающихся стран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном направлении являются новые индустриальные страны АТР и Китай.
В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран, обеспечивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовых промышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономик огромна, поскольку на фоне мировых тенденций снижения материалоемкости продукции и увеличения добавленной стоимости данная экспансия позволяет форсировать темпы развития экономики НИС.
Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, что решающим фактором реформирования экономики выступало и выступает государственное регулирование макроэкономических процессов с использованием и административных, и рыночных методов управления экономикой.
Таким образом, единая модель рыночной экономики для современных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка, каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Как результат - возникновение и функционирование специфических экономических моделей развития.
Заключение.
Соотношение государство - рынок и экономическое развитие - достаточно сложная дилемма.
В устоявшихся представлениях деятельность рынка направлен на создание баланса между спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Вместе с тем, эта зависимость не всегда позитивна.
Так, попытка государства "оседлать" рынок может обернуться рядом негативных процессов в социально - экономическом плане, общественном производстве. Не исключено коренное преобразование самого государства. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.
Весьма полезной для всех субъектов экономики будет следующая модель отношений: если рыночные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка товаров, услуг и т.д., то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах максимально полезного объема не только данного предприятия, но и отрасли в целом. В то же время государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. Следовательно, только оптимальное соотношение взаимодействия рынка и государства могут обусловить нормальное развитие рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государство предстают как две противоположные части единого, целостного процесса.
Рассмотрение содержания функционирования государственного механизма в современных странах позволяет выявить различные стороны процесса регулирования рыночных отношений в экономике.
Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования переходной экономики также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.
Наконец, важной составляющей выступает проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования. Адаптация национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значима для нашей страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением и расширением интеграционных процессов между современными государствами. Непосредственным результатом новой стратегии, новых механизмов видится экономический рост, решение назревших социальных проблем. В соответствии с положениями национальной Стратегии "Казахстан - 2030" обеспечение экономического роста является стратегическим приоритетом.
1. Нормативно - правовые акты
1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.
2. Специальная литература
2.1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004. - 376 с.
2.2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая школа, 1993. – 224с.
2.3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.
2.4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с.
2.5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.
2.6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.
2.7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.
2.8. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б. Кенжегузина. Алматы, 1997. Том 1.
2.9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с.
2.10. Хан И. Г. Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. - 337с.
2.11. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8