|
|
|
|
|
Основные принципы лизинга с налоговыми последствиями таковы:
ü Он основан на сдвиге во времени между налоговой амортизацией самолета и сроком аренды
ü Отсрочка во времени уплаты налога лизингодателя: льгота лизингодателю по случаю ликвидных средств с нулевой нормой прибыли
ü Частичная передача этой льготы лизингополучателю в виде снижения взносов
ü Экономия оценивается с точки зрения текущей величины выплат по сравнению с ценой самолета.
ü Увеличенные штрафные санкции, применяемые к лизингополучателю в случае досрочного расторжения сделки
ü Сложные схемы, предназначаемые для платежеспособных компаний, находящихся в правовых государствах.
ü Ссуда без права регрессивного иска к арендодателю
ü Платежи поступают ссудодателям
ü Опцион выкупа по истечении срока лизинга: по рыночной стоимости
Лизинг с налоговыми последствиями
Структура базовой схемы лизинга с эффектом рычага
|
|
|
капитала 80-60%
покупка самолетов
100% Самолеты
изготовитель
платежи
|
Эффект рычага: инвесторы пользуются 100% налоговых льгот при вложении 20-40% капитала.
3.1.3. Возвратный лизинг
Еще одной разновидностью лизинга является возвратный лизинг (sale and leaseback). Его особенность состоит в том, что авиапредприятие сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам арендует этот же объект у покупателя, т.е. одно и то же лицо (первоначальный собственник) выступает и в качестве поставщика и в качестве лизингополучателя. В результате лизингодатель как бы дает ссуду под залог имущества, находящегося у продавца. Операции возвратного лизинга позволяют авиапредприятиям временно высвобождать связанный капитал за счет продажи самолетов или другого оборудования и одновременно продолжать фактически пользоваться им уже на правах аренды. Не исключается возможность последующего выкупа имущества и восстановления авиапредприятием права собственности на него. Этот вид лизинга используется в тех случаях, когда авиапредприятие испытывает финансовые затруднения. Возвратный лизинг успешно используется для выравнивания баланса путем продажи своего оборудования не по балансовой, а по обычно опережающей рыночной стоимости. Таким способом авиапредприятие приводит свой баланс в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая финансовый потенциал и одновременно удерживая свою прежнюю собственность в пользовании. Привлечение дополнительных ликвидных средств за счет первой фазы возвратного лизинга обеспечивает авиапредприятию доступ к нетрадиционным финансовым источникам.
3.2. Мировой рынок лизинга авиатранспортной продукции
Лизинг охватил весь мир в середине — конце 70-х годов. В этот период стала налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую активность в этом деле проявила компания London Financial Global Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим. На основе этих данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.
Накопленная за многие годы статистическая информация очень важна для представления о сложившихся пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать и понять зависимость лизинга от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации во многих странах; выявляет резервы развития лизинга. При любом заимствовании зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей стране и в странах с развитой рыночной экономикой.
Причины пристального внимания местных предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта.
Из таблицы видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций в течение 19 лет.
Таблица 2.4.1. Объемы лизинга оборудования по регионам мира
в 1982—2000 гг., млрд. долл
Год |
Северная Америка |
Европа |
Азия |
Южная Америка |
Австралия и Новая Зеландия |
Африка |
Всего в мире |
1982 |
24,0 |
7,9 |
4,8 |
0,3 |
3,6 |
0,2 |
40,8 |
1983 |
29,8 |
11,9 |
5,9 |
0,8 |
4,3 |
0,3 |
53,0 |
1984 |
37,7 |
13,2 |
6,3 |
1,5 |
4,4 |
0,5 |
63,6 |
1985 |
48,0 |
16,0 |
8,5 |
1,6 |
4,7 |
0,8 |
79,6 |
1986 |
50,0 |
16,7 |
10,5 |
1,6 |
4,9 |
1,0 |
84,9 |
1987 |
52,5 |
17,4 |
15,9 |
1,7 |
4,8 |
1,1 |
93,5 |
1988 |
64,0 |
18,1 |
20,9 |
1,6 |
4,4 |
1,2 |
110,2 |
1989 |
80,8 |
24,7 |
25,9 |
1,6 |
3,9 |
1,2 |
138,1 |
1990 |
87,0 |
41,2 |
36,5 |
1,5 |
5,4 |
1,8 |
173,4 |
1991 |
101,3 |
64,6 |
50,2 |
1,4 |
5,6 |
2,1 |
225,2 |
1992 |
117,0 |
80,1 |
63,6 |
3,2 |
4,1 |
2,8 |
273,8 |
1993 |
126,8 |
98,0 |
65,3 |
2,0 |
7,3 |
3,0 |
302,4 |
1994 |
125,4 |
117,9 |
77,5 |
1,9 |
5,1 |
3,8 |
331,6 |
1995 |
130,0 |
120,0 |
83,4 |
3,5 |
4,0 |
4,4 |
345,3 |
1996 |
127,6 |
99,5 |
88,8 |
6,3 |
4,2 |
4,8 |
323,3 |
1997 |
132,5 |
81,0 |
79,9 |
9,3 |
4,9 |
2,0 |
309,6 |
1998 |
148,0 |
87,5 |
99,2 |
11,1 |
5,9 |
4,7 |
256,4 |
1999 |
169,3 |
100,0 |
104,8 |
15,1 |
6,2 |
5,7 |
409,1 |
2000 |
177,0 |
117,7 |
105,8 |
15,0 |
7,3 |
5,3 |
428,1 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12