Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран. Например, в соответствии с Общей системой преференций (1971 г.) странами Европейского Союза в одностороннем порядке предоставлены преференции для товаров из развивающихся стран. В рамках Первой конвенции Ломе (столица Того), подписанной в 1975 г. странами Европейского сообщества и 46 развивающимися странами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), последним предоставлялась возможность беспошлинного экспорта промышленной и тропической сельскохозяйственной продукции. Вторая конвенция Ломе, подписанная в 1979 г. Европейским сообществом и 58 странами АКТ, предоставила новые возможности развивающимся странам в области миграции рабочей силы, энергетической политики, развития сельского хозяйства и стабилизации экспортной выручки производителей минеральных ресурсов. Третья конвенция Ломе, вступившая в силу в марте 1985 г, расширила положения Второй конвенции. В нее вошли особые статьи, касающиеся судоходства, рыболовства и стимулирования инвестиций. Четвертая конвенция Ломе подписана в 1989 г. Ее подписали 69 стран АКТ, в отношении которых в настоящее время действуют преференциальные пошлины. Вторая половина 20 в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров, о чем свидетельствуют количественные показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в середине 90-x гг. эта цифра снизилась до 4—5%.
В послевоенный период внешнеторговые отношения стран регулировались главным образом путем взаимного уменьшения таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли. Так, уровень таможенного обложения являлся главным предметом обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший период удалось снизить уровень таможенного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах[17].
Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.
В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.
Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.
Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами объединенными интеграционными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского Союза.
Изменения экспорта и импорта страны отражаются во внешнеторговом балансе. Суммы стоимостных объемов экспорта и импорта составляют торговый оборот, а положительная или отрицательная разница стоимостных объемов экспорта и импорта отражается в торговом сальдо. По принятым международным статистическим стандартам основой для признания торговли международной, продажи товара — экспортом, а покупки — импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства. При этом не имеет значения, меняет товар собственника или нет. В теории же платежного баланса, наоборот, не имеет значение факт пересечения границы.
Влияние торгового баланса на национальную экономику характеризуется включением в анализ внутреннего равновесия внешнеторгового баланса. С этой целью при анализе внешнеторговый баланс включают в модель IS — LM (рис 1). Тогда область кривой IS расширяется включением чистого экспорта. Иными словами,
где Y внутренний доход; i — ставка процента; Yf — доход иностранных государств; R — валютный курс
Совокупный спрос, следовательно, учитывает покупки иностранных граждан, а внутренние расходы больше не определяют объем выпуска отечественной продукции. Равновесный уровень дохода будет зависеть от дополнительных факторов валютного курса и внешнего дохода по отношению к доходу данной страны.
Если доход других стран возрастает, то чистый экспорт также будет возрастать и кривая IS будет смещаться вправо. Кривая IS будет сдвигаться вправо и вследствие обесценения валюты, так как будет снижаться импорт и увеличиваться экспорт.
i NX=0
LM
II III
IS2
I IS1
Y
Рис. 1. Внутриэкономическое равновесие с учетом торгового баланса.
В случае баланса внешней торговли NX = 0. Целью экономической политики является достижение равновесия при полной занятости и балансе внешней торговли.
С увеличением чистого экспорта кривая IS сместится и займет положение кривой IS2. Сместится вправо и кривая внешнеторгового баланса. Сдвиг NX будет не столь явным, так как он будет сдерживаться увеличением импорта, вызванным ростом внутреннего дохода. Однако любой сдвиг кривой IS, являющийся результатом увеличения любой составляющем совокупного спроса, будет меньше, так как меньшим будет эффект мультипликатора благодаря введению предельной склонности к импорту.
О недостижимости одновременного равновесия внутреннего и внешнего баланса свидетельствуют области I — III (см. рис.1). Если экономика находится в области I , то имеют место превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта и безработица. Тогда проведение экспансионистской макроэкономической политики будет способствовать снижению сальдо торгового баланса и стимулировать увеличение производства продукции. Область III требует противоположной ограничительной макроэкономической политики, которая приведет к снижению инфляции и уменьшит дефицит внешней торговли. Область II требует проведения противоречивой политики: с одной стороны, установление внешнеэкономического равновесия требует ограничительной политики, а с другой — для установления внутриэкономического равновесия необходимо увеличение совокупного спроса.
Для устранения такого противоречия применяется политика переключения расходов, т.е. может происходить «перекачка» расходов в стране с иностранных товаров на отечественные или наоборот. При фиксированных валютных курсах для переключения расходов с иностранных товаров на отечественные пользуются девальвацией национальной валюты. Если необходимо переключить расходы с отечественных товаров на иностранные, проводят ревальвацию валюты[18].
В условиях гибкого валютного курса наиболее простым методом является внешнеторговый контроль с использованием импортных тарифов и экспортных субсидий. Применение этой политики имеет свои границы, так как для регулирования внешней торговли существует международный уровень. Национальная политика в области внешней торговли не должна противоречить основным принципам поведения в рамках мирового хозяйства.
Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости.
Говоря о влиянии налогов на активность субъектов налогообложения, необходимо сказать и об эффективной налогововой ставке.
Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не дает представления о тяжести налогового бремени и не позволяет оценить влияние системы налогов и платежей на налоговую активность населения. Для этой цели вводится понятие эффективной налоговой ставки как отношение общей суммы налогов и платежей, внесенных предприятием, работниками и акционерами, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости изымается. Для наиболее общей оценки налогового бремени целесообразно определить эффективную ставку для средних условий производства без учета льгот.
Составляется модель без учета различных частностей (нет нарушений, льгот, повышенных ставок, внешнеэкономической деятельности, распределение всей прибыли в виде дивидендов, что означает простое воспроизводство, отсутствие задолженности, равномерное распределение заработка между работниками и т.д.)
Итоговые показатели модели характеризуют налоговое бремя и чистый доход работников, предприятия, и соответственно собственников: эффективная ставка налогообложения, доля налогов в валовой выручке, т.е. выручке с учетом НДС и спецналога, доля чистой з\п в добавленной стоимости, доля амортизации в добавленной стоимости.
В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лэффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.
Кривая Лэффера изображена на рис. 2.1.[19] Где: БД - это доходы бюджета; Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимально возможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.
БД
БДmax
Нормальная Запретная зона зона |