Роль налогов в макроэкономическом регулировании

Таблица 3.1. Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве

Показатели

Ед. изм.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

3026,1

9133,8

16912,6

2. Доходы республиканского бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами)

млрд. руб.

1054,9

3181,0

5731,9

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

9,2

42,3

134,2

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

0,9

1,3

2,3

5. Общая совокупная налоговая нагрузка

%

35,2

35,3

34,7

в том числе:





уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП

%

34,9

34,8

33,9

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,3

0,5

0,8


В январе-декабре 2002 года в республиканский бюджет поступило 8 659 млрд. рублей доходов (до заключительных оборотов), или 106,2% к годовому плану (в 2001 г. - 94,5%). Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 51,5%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского бюджета составили 8 758 млрд. рублей. Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку прошлых лет с 2002 годом без учета недоимки, то видно, что удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП по прогнозу в 2002 году сохраняется на уровне 2001 года, но учитывая переходящий остаток по недоимке, общая совокупная налоговая нагрузка в 2002 году может возрасти.

За январь-декабрь 2003 года в республиканский бюджет поступило 12 199,4 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП* (с учетом недоимки) за 2003 год по сравнению с 2002 годом увеличилась с 33,9 до 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33 до 34% при сокращении удельного веса недоимки с 0,9 до 0,7%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) снизился с 2,5% на 1.01.2003 г. до 2% на 1.01.2004 г.,

За январь-декабрь 2004 года в республиканский бюджет поступило 22,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 22,9%[46].

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) за 2004 год по сравнению с 2003 годом практически не изменилась: 34,1% в 2003 году и 34,2% - в 2004 году. При этом удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33,4 до 33,7% в сравниваемых периодах при сокращении удельного веса недоимки с 0,7 до 0,5% ВВП *. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, но без учета ФСЗН) снизился с 2% на 1.01.2004 г. до 1,4% на 1.01.2005 г.

В январе-декабре 2005 года в республиканский бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без  учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме  23 413,6 млрд. рублей.  Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме  31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на  24 463,6  млрд. рублей.  В реальном выражении это на  30%  больше, чем за 2004 год  при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит  республиканского бюджета без учета ФСЗН  составил  за январь-декабрь 2005 года  1050  млрд. рублей,  или  1,6%  к  ВВП,  профицит  ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или  1% ВВП.  В целом дефицит республиканского бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП  (за 2004 год -  профицит  - 0,9% к ВВП) [46]. 

Динамика доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 3.1. Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года  «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года  -  если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял  69,4 процентного пункта, то в декабре – уже  267,4 п.п.  На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.




Рисунок 3.1. Динамика номинальных ежемесячных  темпов роста доходов и  расходов республиканского бюджета  в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. =  100%)



Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации  в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ)  показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен  увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов -  на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом,  эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ  приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно,  инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 3.2,  в опережающем порядке[46].  

Таблица 3.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь  2001-2005 гг., %


Коэффициент

эластичности

2001

январь-декабрь

2002

январь-декабрь

2003

январь-декабрь

2004

январь-декабрь

2005

январь-декабрь

 - доходов

1,15

1,63

1,38

1,35

1,92

 - расходов

1,40

1,75

1,98

2,18

3,70

 - разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов

+0,25

+0,12

+0,60

+0,83

+1,78


Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах  приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения  Министерства  труда  и социальной защиты,  табл. 3.3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать