Роль СМИ в освещении геополитических конфликтов(на примере Ливана)

 Во время военных действий израильтяне широко использовали альтернативные методы воздействия, в частности, провокационно-пропагандистские телефонные звонки, направляемые арабам через израильские телефонные сети «Alfa Mtc» и «Touch», а также SMS-сообщения. Все эти действия были хорошо спланированы и координировались израильской армией. Основной целью этих телефонных звонков и SMS было психологическое давление и формирование негативного отношения к «Хизбалле», которую представляли источником всех бед и несчастий арабской нации. Вместе с тем с определенного момента подобные телефонные технологии против Израиля начали применять и арабы.

 Многие абоненты ливанских сотовых сетей в тот период регулярно получали голосовые сообщения подобного содержания: «Жители Ливана! Не верьте обещаниям «Хизбаллы»! Только законное правительство Ливана может помочь вам вернуть заключенных, находящихся в израильских тюрьмах». Или «Говорит Государство Израиль! Бессмысленное сопротивление «Хизбаллы» привело к тому, что вы вынуждены отсиживаться в своих домах словно крысы». «Кто подвергает вашу жизнь опасности? Тот, кто использует вас в качестве живого щита».

 Мероприятия информационно-психологического воздействия на противника активно проводились не только аппаратом спецслужбы вооруженных сил Израиля, но и пропагандистскими структурами группировки «Хизбалла». По сообщению газеты «Нью-Йорк Сан», в составе организации уже довольно давно сформирован и активно действует специальный отряд пропаганды. Он тесно сотрудничает с телеканалом «Аль-Манар», решает задачи создания положительного облика «Хизбаллы» в глазах общественности, подрыва морально-психологического состояния населения и личного состава войск Израиля. Одно из подразделений отряда, в частности, занимается видеосъемкой «повседневной деятельности» членов этой организации, публичных выступлений и заявлений Хасана Насраллы, которые в последствии распространяются в СМИ всего мира. Так, ракетно-бомбовый удар израильской авиации по населенному пункту Кана был использован пропагандистской службой «Хизбаллы» как удобный информационный повод для международной дискредитации действий армии Израиля, поскольку, как сообщили арабские телеканалы, в результате авианалета погибли более 50 мирных жителей, большинство из которых — дети. Практически весь мир облетел репортаж, в котором ливанский мужчина, показывая лежащее на земле тело дочери, говорит: «Разве это боевик «Хизбаллы»? Толпа вокруг скандирует: «Это Америка и Израиль убивают наших детей!» События в Кане действительно привели к подъему антиизраильских настроений не только в Ливане, но и во всем арабском мире. В то же время, по данным некоторых СМИ, «массовые убийства в Кане» были не чем иным, как прекрасно срежиссированной и сфабрикованной «Хизбаллой» пропагандистской акцией, направленной на подрыв политики Израиля.

 Вообще же мировые СМИ во второй ливанской войне в большинстве своем осудили агрессию Израиля. Формированию негативного общественного мнения по отношению к Израилю в значительной степени способствовало распространение информации о погибших в Ливане мирных жителях и детях. В частности, правозащитная организация Amnesty International обвинила Израиль в военных преступлениях. Следует также отметить, что арабская сторона иногда представляла информационным агентствам поддельные кадры и данные.

 Комментарии телекомпаний CNN и Euronews, касающиеся боевых действий ВС Израиля против ливанской шиитской организации «Хизбалла», существенно различались: если первая была четко ориентирована против «Хизбаллы», то вторая проявляла уравновешенные подходы, акцентируя гуманитарную составляющую вопроса. ВВС приняла более сбалансированную позицию, равнозначно критикуя «Хизбаллу» и Израиль.

 В целом, на начальном этапе войны инициатива в информационном противоборстве принадлежала Израилю. Однако ход дальнейших событий изменил ситуацию. Одной из причин можно считать жесткость израильской военной цензуры (запрещалось сообщать о количестве жертв, последствиях ракетных ударов и т.д.), требованиям которой неукоснительно подчинялись журналисты, что порождало дополнительное недовольство действиями Израиля (главный цензор страны в условиях войны имеет право закрыть любую газету, телеканал или может приказать вообще приостановить освещение военных действий).

 Совершенно иную тактику в отношении СМИ применили власти Ливана и «Хизбалла», давшие журналистам почти полную свободу на контролируемых ими территориях. Во время конфликта активными были арабские телеканалы, особенно «Аль-Джазира», информационно-пропагандистские средства Ирана и «Хизбаллы». В частности, они смогли решить следующие задачи:

- были пресечены планы противника по внесению раскола между шиитской организацией «Хизбалла» и суннитским населением Палестины и Ливана, что являлось стратегической целью Израиля;

- исламскому миру и, частично, международному сообществу внушили иллюзию неоспоримой победы арабов и тем самым развенчали полувековой миф о непобедимости Израиля;

- своими действиями способствовали процессу идеологического сплочения расколотого арабского мира.

 Однако самой масштабной информационной акцией в ходе всего военного конфликта можно считать раскрытие террористической сети, планирующей взрывы самолетов в Великобритании 10 августа. Не исключая наличия такой сети и возможности терактов, необходимо констатировать, что информационное вещание на эту тему приняло глобальный характер и протекало в определенном, выгодном для США и Израиля контексте, т.к. борьба последних также квалифицируется как антитеррористическая. Информационный поток о террористах, как и обсуждение множества вопросов, связанных с авиарейсами, вытеснили из информационного поля сообщения об арабо-израильском противостоянии, которые на тот момент уже были неблагоприятными для Израиля: в Ливане бомбовым ударам подвергались жилые кварталы, где гибли мирные жители, а израильская армия несла потери в живой силе и бронетехнике. Таким образом, сюжет о британских террористах имел целью отвлечь внимание мирового сообщества от событий, происходящих на Ближнем Востоке. Особенно много сообщений о британских воздушных террористах было в американских средствах массовой информации. В итоге в США почти перестали освещать ближневосточные проблемы (Ирак, Иран, военное противостояние израильской армии и «Хизбаллы»). Это послужило поводом для беспрецедентного марша-протеста против недостатка информации об арабо-израильском конфликте в средствах массовой информации США.

 В ходе ливано-израильской войны погибли 1.347 человек (1.187 ливанцев и 160 израильтян). Ранены 4.193 человека (4.092 ливанца и 101 израильтянин). Заместителем главы политбюро Хизбаллы Махмудом Комати признаны гибель 250 боевиков (по данным Израиля, погибли 700 боевиков, 180 тел опознаны). По независимым источникам, в Израиле были ранены около 2.800 человек, в том числе более 700 военнослужащих. В течение всей войны по Израилю было выпущено 3.970 ракет. При этом по территории Ливана выпущено около 100 тысяч снарядов, израильской боевой авиацией совершено более 12 тысяч самолето-вылетов и при этом нанесены удары по 7 тысячам целей[16].

 Фактически получается, что Израиль выиграл эту войну в техническом плане, понес меньше потерь, одержал победу силой оружия. Однако вместе с тем эта война показала, что в современном мире недостаточно победить соперника, нужно еще и убедить мировое сообщество в том, что победителем является именно ваша страна. И следует согласиться с выводом Анатолия Цыганока, руководителя Центра военного прогнозирования РФ: «Весьма существенно и то, что пропаганда, направленная только на «своих», без учета мнения мирового сообщества, ведет в целом к информационному поражению».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

 Первая мировая война была первой войной, в ходе которой широко использовались подрывные средства для деморализации войск и населения противника. Впервые были использованы специальные подразделения пропаганды, стали создаваться техника распространения печатной агитации, формировались органы «войны слов». В период же второй мировой войны особое распространение получила так называемая компрометирующая пропаганда. В годы подготовки к второй мировой войны в Германии был создан огромный аппарат для подготовки и проведения всевозможных агитационных и дезинформационных акций, начиная от массовых митингов и кончая целенаправленным воздействием на руководящие круги иностранных государств. В пропагандистском инструментарии нацистов решающее значение имели приемы маскировки и внезапности, лжи и обмана.

 К ХХI столетию человечеству все же не удалось научиться решать возникающие разногласия мирным путем. Силовые методы остаются предпочтительными в целом ряде ситуаций, при решении политических разногласий и достижении политических целей. Так произошло и в 2006 г., 34 дня которого пришлись на ливано-израильскую войну. 12 июля 2006 г. участники базирующейся в Ливане шиитской группировки «Хизбалла» перешли ливано-израильскую границу и совершили вооруженное нападение на патруль израильской армии, убив 8 солдат и взяв в плен двоих. Именно этот случай послужил сигналом к осуществлению Армией обороны Израиля полномасштабных боевых действий против террористической организации «Хизбалла» и Ливана, в частности.

 Печатные средства массовой информации были далеко не единственным каналом осуществления информационно-пропагандистских операций. Серьезное внимание уделялось радиовещанию, телевидению, сети интернет, а также иным методам (в частности, технологиям сотовой связи).

 Фактически, Израиль выиграл эту войну в техническом плане, понес меньше потерь, одержал победу силой оружия. Однако вместе с тем эта война показала, что в современном мире недостаточно победить соперника, нужно еще и убедить мировое сообщество в том, что победителем является именно технически превосходящая страна.

В ходе написания данной работы была достигнута заявленная цель: осуществлено изучение роли средств массовой информации в освещении геополитических конфликтов. В качестве примера рассмотрена ситуация, сложившаяся во время второй ливанской войны.

 Реализации поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:

-                     определено значение средств массовой информации в региональном политическом процессе;

-                     прослежено развитие методов и технологий освещения политики государств в СМИ на протяжении всего ХХ столетия;

-                     дано объяснение наиболее практической функции любого СМИ – осуществлению пропаганды и агитации;

-                     проанализированы геополитический конфликт 2006г., получивший название «Вторая ливанская война», и сопровождавшая его кампанию в различных типах средств массовой информации;

-                     сделаны выводы о важности внимания к средствам массовой информации не только локального, но глобального уровня в ходе проведения современных военных операций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.   Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 366 с.

2.   Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика М.: Политиздат, 1975.- 432 с.

3.   Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000, - 423 с.

4.   Костихин А.А. Информационно-пропагандистская и дезинформационная составляющие второй ливанской войны, - М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000, 423 с. – С. 607.

[2] Там же, С. 423-428

[3] В.И.Ленин Полное собрание сочинений., М., 2002. - т.37,  - С. 455-456.

[4] Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика М.: Политиздат, 1975.- 432 с. – С. 90-91

[5] «Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания» — изд.2-е, доп. М.: Воениздат, - 1984.- 320 с. – С. 47-49.

[6] Там же, С. 48.

[7] Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 366 с. – С. 69.

[8] Там же, С. 104.

[9] Н.Н. Яковлев Франклин Рузвельт — человек и политик. -  М., 1965. - 480 с

[10] Там же, С. 426-429.

[11] Там же, С. 105.

[12] Там же, С. 106.

[13] Волкогонов Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания» — изд.2-е, доп. М.: Воениздат, -  1984. — 320 с. – С. 47-49.

[14] Расстрельников Р. В плену у телеспрута. М., 985,  - 78 с. – С. 19-20.

[15] Стрельников Р. В плену у телеспрута. М., 1985.- 78 с.

[16]      А.Цыганок Израильско-ливанская война: год 2006., - «Красная звезда» от 10.10.2007г.  Режим доступа: http://www.redstar.ru/2007/10/10_10/4_02.html



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать