С разочарованием в служении искусству, как в далеком от идеала художник с горечью восклицает: «Насколько ближе был я к идеалу, когда в своей юной непосредственности и тихом уединении только наслаждался искусством, нежели теперь…».[35]
Вакенродер делает вывод, что человек с такой «высокой фантазией», «озаренный божественной миссией носителя высокого искусства», быть может, более был создан для наслаждения искусством, нежели для служения ему. Трагический ранний романтик, придя к глубочайшему противоречию художественного творения и существования в условиях действительности, задает такие риторические вопросы: «Быть может, более счастливо устроены те, в ком искусство работает в тиши и тайне, как невидимый добрый гений, и не мешает им в их повседневной жизни? И, быть может, тот, кто всегда горит воодушевлением, если он хочет быть настоящим художником, должен иметь смелость и силу соединить свои высокие фантазии с этой земной жизнью как постоянную часть ее?».[36]
Художник, служащий искусству и не готовый к трагическому конфликту его идеала и действительности, в которой он вынужден творить, не может вынести столь тяжкого противоречия. Герой рассказа Вакенродера, композитор Иозеф Берглингер, умирает, исполнив свое лучшее произведение. Вакенродер не дает никакого рационального объяснения его гибели – она, по мнению А.С. Дмитриева, явилась результатом его глубокой и безысходной драмы, острого и бескомпромиссного конфликта с реальным земным бытием.[37]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над темой были сделаны некоторые заключения.
Представителя раннего немецкого романтизма выдкинули и развили в своем творчестве много новых идей. Ощущение «раскованности» от феодальных пут повлекло новое понимание человека, его призвания и места в мире. Возникла иллюзия беспредельных возможностей личности. Вследствие этого романтики поэтизировали энтузиазм, как средство осуществления этих возможностей.
Ранние романтики оппозиционно относились к окружающей «тусклой» обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако большинство ранних романтиков не видели столкновения идеала и реальной действительности, и поэтому их творчеству был присущ оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности.
Однако среди общей оптимистичности романтиков звучали и мотивы трагичности, связанные с творчеством В.-Г. Вакенродера, который видел неразрешимый конфликт земной обыденности и идеала.
Романтиками была также создана новая концепция искусства, явившаяся реакцией на Просвещение. По сравнению с Просвещением существенно было возвышено искусство, оно было провозглашено самоценным, не определенным лишь утилитарными, социальными функциями. Художник становится Творцом, а не мастером создания красоты для увеселения публики.
Искусство было призвано воспроизводить глубины человеческого духа, внутренние переживания и страсти. Внутренне состояние, в котором находится человек, испытывающий художественное переживание, рассматривается романтиками как высочайшая ценность. Только художественное переживание и существование способно освободить творческую личность художника, потому только оно свободно от каких-либо правил и рамок.
В результате анализа творчества В.-Г. Вакенродера были выявлены три идейно-эстетические темы, в которых выражается трагический конфликт идеального и реального.
Несовместимость
идеального искусства и «земного убожества» обрекает художника на мучения и
страдания. Для
В.-Г. Вакенродера зависимость художника от двора оказывается тягостной и
трагичной. Художник не может вынести вмешательства в его творчество лишенных
чувства и разума людей. Пытаясь освободить свое творчество из-под власти
бесчувственных невежд и невнимательной публики, художник обрекает себя на
одиночество. У него нет ценителей и сочувствующих ему людей, а каждый художник
в них нуждается. Творческая свобода возвышает художника над действительностью,
но и приносит трагическое одиночество, справится с которым практически
невозможно.
Таким образом, служение искусству не приближает художника к идеалу, а лишь отдаляет от него. Исходя из этого В.-Г. Вакенродер приходит к выводу, что человеку с такой «высокой фантазией», «озаренному божественной миссией носителя высокого искусства», быть может, более подходит наслаждение искусством, нежели служение ему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб, 2001.
2) Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004
3) Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977
4) Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83.
5) Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. – М., 1989
6) Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958
7) Грешных В.И., Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. – М., 2001.
8) Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики. // Вакенродер В.-Г.,Фантазии об искусстве. – М., 1977. С. 9-25
9) Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000
10) Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002
11) Михайлов А.В., Эстетические идеи немецкого романтизма//Эстетика немецких романтиков // Левит С.Я. – СПб, 2006. С. 401-435
12) Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002.С. 109-11
13) Степанова Н.Н., Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Матер. междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб.: Серия «Symposium». Выпуск №12. – СПб, 2001. C. 232 -242.
[1] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.7
[2] Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958. С. 158
[3] Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000. С.47
[4] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.7
[5] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 10
[6] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 6
[7] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 11-12
[8] Гейне Г., Романтическая школа. // Соч. В 10 т. Т. 6 – Ленинград, 1958. С. 160
[9] Берковский Н., Романтизм в Германии. – СПб. С.18
[10] Там же
[11] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 10
[12] Габитова Р.М., Философия немецкого романтизма. Гельдерлин. Шлейермахер. – М., 1989. С. 15
[13] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 17
[14] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.С. 11-12
[15] Там же С. 22-24
[16] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.192
[17] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 24
[18] Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004. С. 79
[19] Карташова И.В., Этюды о романтизме. – Тверь, 2002. С. 26-42
[20] Степанова Н.Н., Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Матер. междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб.: Серия «Symposium». Выпуск №12. – СПб, 2001. C. 234.
[21] Бычков В.В., Эстетика. – М.,2004. С. 78
[22] Кривцун О.А., Эстетика. – М., 2000, С. 48-50
[23] Там же С. 52-54
[24] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 12
[25] Там же С.13
[26] Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002. С.109-114, С.109
[27] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.107-108
[28] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.106
[29] Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83, С. 62
[30] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 16
[31] Габитова Р.М., Эстетика немецкого романтизма //История эстетической мысли. – М., 1985. Т. 3. – С. 56-83, С. 63
[32] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.107
[33] Рубцова Н., Проблема свободы художника в эстетике В.-Г. Вакенродера и Дж. Вазари // Романтизм: грани и судьбы // Выпуск 4. – Тверь, 2002. С.109-114, С.113
[34] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 16
[35] Вакенродер В.-Г., Фантазии об искусстве. – М., 1977. С.108
[36] Там же С.111-112
[37] Дмитриев А.С., В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики.// Вакенродер В.-Г.,С. 17