Россия и Всемирная Торговая Организация
Введение
Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров
Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.
1. ВТО – ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
Всемирная
торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является
продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного
сразу после Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система,
призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания
односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою
действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы
после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой
торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем
торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых
переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы
сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как
антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н.
“Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила
сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты
прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был
усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме
того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально
таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного
учреждения системы ООН.
ВТО – это
и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода
многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО
составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994
года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее
справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и
повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на
сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за
выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров,
урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания
помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической
политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом
консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах
ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой
практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в
Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию
торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые
рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и
инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также
прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция,
проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того,
на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной
торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле
(США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых
переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская
конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и
глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся
два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров.
Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по
ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и
административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на
следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов
ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения
ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и
Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо
осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с
международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как
защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных
сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не
принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.
Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку
различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать
техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.
Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе
разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами
ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
1.2 ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ВТО
Бюджет ВТО составляет примерно 134 млн. швейцарских франков, это около 90 млн. долларов США. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями