Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды, невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные ее стереотипами.)
Главные выводы исследований в области социального стереотипа представим в виде следующих шести положений:
1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.
3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, не этот процесс происходит крайне медленно. [16]
4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными когда возникает социальная напряженность между группами.
5)0ни усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
Народное художественное творчество оказывает определенное воздействие на ломку стереотипов, их нравственно-психологическое оздоровление. Народное художественное творчество, как и любое художественное творчество, обладая массивом художественно-эстетической информации пытается разрушить устоявшиеся нормы поведения современной молодежи. Да, на первый взгляд это нелегко, так как сформировавшиеся установки стереотипизированного поведения молодежи оказываются настолько осознанными и «своими», что принимать какую то ни было информацию данная категория не способна, но данный факт и не утверждает, что художественное восприятие народного художественного творчества не окажет никакого значения.
Молодежь стереотипного поведения ходит в театры, смотрит кинофильмы, посещает концерты, но, несмотря на это воспринимает лишь ту информацию, которая близка ее интересам, ее взглядам (хотя зачастую это негативная информация, не несущая в себе ценностных установок).
Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на человека в целом, тем более на молодежь, которая черпает и программируется на ценностях, пропагандируемых на страницах печатных изданий.
Развитие средств массовой информации привело к тому, что многие культурно-эстетические ценности, бытовавшие ранее стали постепенно терять силу и уступать лидирующие позиции. «Железный занавес» коммунистической России позволял концентрировать то национальное, что характерно русскому народу и каждому отдельному человеку. После выхода России на международную арену с демократическими принципами равенства и свободы, в том числе и свободы слова российскому читателю и зрителю открылись те «заповедные» идеалы и ценности зарубежья, которые ранее были недоступны. Поток ценностных ориентаций, как Запада, так и Востока был настолько непредсказуемым, что российская молодежь просто стала неспособна отсортировывать то негативное, что оказывает деморализующее воздействие на психику.
Смена ценностных ориентиров российской молодежи привела к ломке социального стереотипа: принятие новых тенденций развития моды, вкусов и стиля, а также это стало заметно и в поведении, отношении к окружающим и самому себе. «Продвинутость» и вседозволенность стала приводить к таким негативным последствиям, как увеличение числа наркоманов, таксикоманов, детского алкоголизма, свободы поведения в выборе партнеров, интима.
Развращенность нации с каждым годом становиться видна и невооруженным глазом, так как средства массовой информации пытаются донести до нас, что именно это и является «нормой», и молодежь перенимает с экранов телевизоров поведение полюбившихся актеров, снимающихся в фильмах, где нет нормальных психо-эмоциональных установок. Насилие, проституция становиться чуть ли не достоянием теле-индустрии.
СМИ в настоящее время перестали нести принципы добра и справедливости, дружбы, чести и совести, а также отношений искренней любви, ради которой ты готов на все. Теперь же «старые фильмы», как их называет молодежь перестали вообще восприниматься зрителями в возрасте от 18 до 25 лет.
Рекламные видео-ролики также несут не всегда положительный, созидающий посыл, а чаще даже направлены на разрушение сознания и не всегда этичны. Большую часть рекламного пространства в СМИ занимает алкогольная продукция и реклама сигарет; и в наши дни уже поздно объяснять представителям молодежи о вреде алкоголя и курения для здоровья.
Россия страна многонациональная и тем более с огромным историческим прошлым, которое наполнено патриотизмом, взаимовыручкой, чувством любви к родине – все это и отличает русского человека от представителя запада, с «продвинутой» культурой. [9]
Интернет, как одно из средств массовой информации поистине оказывается «мусорной свалкой», а ведь в действительности сколько нужной и поистине ценной информации содержится на его сайтах.
Негативное воздействие СМИ на формирование социальных стереотипов в какой-то степени и является зарождением такого явления, как экстремизм и сепаратизм, и как итог всего терроризм и экстремизм.
Молодое поколение перестает осознавать за вседозволенностью то истинное свое предназначение на Земле, теряет корни родства, меняет отношение к другим и самому себе, забывает о чувстве патриотизма – или все ранее перечисленное становиться для него просто развлечением, большой «тусовкой», где можно пренебрегая культурным достоянием своего народа «оторваться по полной».
В данном случае огромная воспитательная роль возлагается на педагогов и руководителей кружков, ансамблей и студий художественного творчества, где и происходит постепенное рассасывание прежних взглядов и замена их новыми, социально и нравственно оправданными, ценностно значимыми.
Сложен для рассмотрения и тот факт, что такое социальный стереотип? И когда именно происходит его рождение и эволюция? Специалисты изучения данной проблемы здесь остаются бессильны, но известно лишь одно, что зарождение стереотипа возможно в любом социальном положении, в любой возрастной отрезок времени, в любой социальной среде.
Однозначным остается утверждение, что лишь нравственно-эстетическое воспитание и здоровое эмоциональное психологическое состояние способны препятствовать рождению стереотипов и способствовать развитию индивидуально-личностных качеств каждого отдельного человека с его внутренней и внешней уникальностью.
3.3. Преодоление воздействия субкультуры на молодежь ресурсами сценарного материала театрализованного представления
Данная проблема в настоящее время играет одну из важных в области педагогики, т.к. этот факт ставит под угрозу нравственный упадок молодежи. Молодежь и подрастающее поколение не способно еще самостоятельно отфильтровывать нужное и ненужное для себя, тем более все то, что предлагают нам СМИ и Интернет нуждается в детальном изучении специалистов с точки зрения воздействия данной информации на личность, на ее морально-нравственные установки.
Современная молодежь считает модным не только все перенимать с Запада, но подражать, жить и развиваться по их образцу. По их мнению все новое – это «супер». Однако они и сами не подозревают, что именно происходит нравственный и интеллектуальный упадок их развития.
Молодое поколение перестает осознавать за вседозволенностью то истинное свое предназначение на Земле, теряет корни родства, меняет отношение к другим и самому себе, забывает о чувстве патриотизма – или все ранее перечисленное становиться для него просто развлечением, большой «тусовкой», где можно пренебрегая культурным достоянием своего народа «оторваться по полной».
Предотвращение негативного влияния на социализацию личности возможно осуществить только в том случае, как считают многие исследователи данной проблемы, если мы станем понимать где «наше», а где «чужое», что можно, а что нельзя, начнем поистине любить свою страну, свой народ ее населяющий, свою культуру, свои научные достижения, пытаясь тем самым преумножить то великое и ценное, что есть у нас.
Да, разумеется, неправильным было бы считать, что все новое в мире искусства, моды, шоу-бизнеса враждебно; разумеется – нет. Но зачастую именно это новое и является фактором дезорганизующим личность как таковую и общество в целом. [17]
Художественное творчество – это творчество, на котором воспитывалось не одно поколение, и в наших генах уже заложены отголоски и образцы его произведений. Народное творчество – это прежде всего, то что проверено веками. Оно способно нести в себе патриотизм, эстетическую направленность, силу характера, и оказывать воспитательное воздействие на личность. Перенимая в качестве примера поступки героев народного творчества, их силу воли, их преданность отечеству мы становимся похожими на них, хотим вести и держаться как они в жизни.
Сценарный материал, основанный на художественном материале всегда несет в себе отражение всего того, что было накоплено веками, и аккумулировано и переработано современностью.
Театрализованное представление оказывает целостное эстетическое, духовно-нравственное воздействие на личность, освобождая ее от запрограммированных современным течением жизни негативных проявлений субкультуры.
Субкультура неспособна воспитать в человеке личностные качества в том объеме, как это способно сделать народное художественное творчество, имея в своем арсенале вековой запас народной мудрости, неподражаемой выразительности
Заключение
Художественное творчество на протяжении своего исторического развития и становления накопило богатый опыт, который в настоящее время необходим для воспитания и развития личности.
Тематика народного творчества слишком разнообразна и касается всех сфер деятельности человека, охватывает все исторические эпохи, отражает все беды и несчастья не только народных масс, но и отдельных персонажей. Народное художественное творчество настолько велико по масштабности своего охвата и художественной выразительности, что невозможно представить и проследить его барьеров.
Проблема развития и воспитания личности средствами народного художественного творчества в настоящее время стала одной из актуальных проблем среди руководителей народных коллективов и творческих групп, так как современная молодежь пытается брать пример с западных образцов сиюминутной культуры, что зачастую даже противоречит всем моральным и социальным установкам общества, и лишь народная культура способна показать кто мы на самом деле, кто наши предки и прислушаться к себе.
Профессиональная подготовка специалистов в области художественного творчества не может игнорировать эстетическое и нравственное воспитание, которое, и отражено в произведениях народного искусства, народного художественного творчества.
Сценарный материал должен подбираться таким образом, чтобы данное воздействие на аудиторию было широкомасштабным и действенным, а следовательно для этого необходимы навыки и умения в области драматургии и сценарного мастерства.
Список использованной литературы
1. Аль Д.Н. Основы драматургии. – Л., 1988
2. Аникин В.П. Русский фольклор. – М, 2000
3. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
4. Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004.
5. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.
6. Каргин А.С. Народная художественная культура. – М., 1999
7. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. – СПб., 2000
8. Костромичева Е.Ф. Русский фольклор. – СПб., 2000.
9. Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002.
10. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.
11. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура. – М., 2001
12. Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.
13. Нестребов Г.Л. По следам истории прошли: о роли народных баллад. – М., 1998
14. Панин Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству. – М., 2000
15. Пахомова Н.К. Сценарное мастерство и драматургия. – М., 2005.
16. Петровский Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.
17. Поздных И.К. Художественное творчество и театр в России. – М., 2003
18. Прохоров Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.
19. Сергеев Л.В. Театральные коллективы. – Киев, 2000.
20. Шведова М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.
21. Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.