Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

ИНТСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Факультет переподготовки

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РОБОТА


по дисциплине: «Микроэкономика»

Вариант №16




Група: 2-ОА-П-07

Выполнила: Семашкевич Е.А.

Зачетная книжка №3101

Проверила: ст.преп.Чекалова Н.Э.

__________________                      ________________

Дата сдачи работы                              подпись студента

___________________                      _______________

Дата проверки работы                 подпись преподавателя



Днепропетровск

2008


 

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра экономических дисциплин

 

 

 

Задание

На выполнение контрольной работы по дисциплине

микроэкономика

(вариант №16)

 

 

студента группы 2-ОА-П-07 Семашкевич Е.А.

 



Задание к теоретической части: сдерживание монополистической власти: антитрестовская политика





Условие расчетной части: задание №16


Старший преподаватель Чекалова Н.Э.


Содержание

Введение........................................................................................................... 4

Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство............ 5

1.1 Антимонопольное законодательство в Украине.................................... 5

1.2 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (США)..... 9

1.2.1 Антитрестовский закон Шермана...................................................... 10

1.2.2 Закон Клейтона................................................................................... 10

1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна.................................................................. 11

Раздел 2. Расчетная часть.............................................................................. 13

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 15

Список использованной литературы............................................................. 16


Введение


Микроэкономика как раздел экономической науки охватывает широкий спектр вопросов и проблем взаимодействия отдельных, хозяйствующих субъектов, а также изучает их поведение на различных рынках. Микроэкономика рассматривает вопросы оптимизации объемов производства и его издержек, потребления ресурсов и их распределения, ценообразования, доходности и др. Также в курс микроэкономики входит изучение рынка и рыночных структур.

Актуальность антимонопольного законодательства на сегодняшний день является бесспорной, поскольку о его нарушении часто ведутся дела, некоторые из которых приобретают особый размах. Деятельность органов, призванных смотреть за соблюдением антимонопольного законодательства показывает, что данные нарушения причиняют вред обществу в больших размерах.

Необходимость постоянного усовершенствования данного законодательства объясняется тем, что фирмы-нарушители постоянно находят пути того, как осуществить свои антиконкурентные действия.

Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в Украине и в иностранных государствах, путей сдерживания монополистической власти.

Предметом данного исследования является антимонопольное законодательство Украины и антитрестовские законы за рубежом.

Объектом исследования являются монополии как один из типов рыночной структуры.

Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.  Антимонопольное законодательство может пониматься в широком и узком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.


1.1 Антимонопольное законодательство в Украине


В настоящее время антимонопольные законы действуют почти во всех развитых странах. В Украине основным антимонопольным законом является Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18 февраля 1992г. №2132-XII. Статья первая этого закона гласит:

"…Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара менее 35%; монопольная цена – цена, которая устанавливается субъектом хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителя…" [1]

В соответствии с законодательством Украины само по себе владение субъектом хозяйствования монопольное положение не является противоправным. Таким считается лишь злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно статье 4 Закона Украины "Про ограничение монополизма…" злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных соглашений, не являющихся предметом договора, в том числе и навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия, которые привели или могут привести к созданию преград доступа на рынок других субъектов хозяйствования;

- установление дискриминационных цен на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей;

- установление монопольно низких цен на свои товары, которое привело или может привести к ограничению конкуренции;

- установление монопольно высоких цен на свои товары, которое привело или может привести к нарушению прав потребителей. [1]

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.  

В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальным монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.  

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать