В ответ центральное правительство обвинило сикхскую верхушку в “разжигании страстей”, и ни одно из требований “Акали дал” не было принято. В свою очередь позиция “Акали дал” стала жестче и непримиримее.
В 1975 году акалийские лидеры призвали сикхов к проведению акции гражданского неповиновения в ответ на введение чрезвычайного положения. Эта акция проходила под лозунгом “Спасти демократию!”. Тогда же партийный лидер С. Бадал заявил, что “АД всегда выступала поборником демократии и гражданских свобод и теперь будет бороться против этой фашистской тенденции Конгресса, сделавшего большой шаг в направлении диктатуры”[31]. Подобные акции прошли по всей стране. В итоге только в Пенджабе было арестовано 40 тысяч человек, что привело к тому, что в 1977 г. на общеиндийских выборах победил не ИНК, а “Джаната парти” (Народная партия).
В 1977 г. состоялись парламентские выборы в законодательное собрание Пенджаба. “Акали дал” получила 58 мест, правительство вновь возглавляет Бадал. Разумеется, основной причиной успеха были внутренние события, но роль при этом играла и общая обстановка в стране и устойчивость центральной власти. В 1978 году происходит стычка между ниранкари и сикхами. Известный французский историк Марк Тюлли объясняет это тем, что “Ниранкари ассоциировались у сикхов с антисикхской индуистской организацией “Арья Самаджи”, которая добивалась ассимиляции сикхов индусами”[32]. Весной в городе Амритсар проходило празднование религиозного праздника сикхов. В это же время ниранкари устроили там свою конференцию. Произошло столкновение сикхских фанатиков с представителями ниранкари. На похоронах убитых сикхов очень яркую речь произносит молодой глава “семинарии Дамдами таксал”, который уверяет, что “не позволит, чтобы эти смерти были безнаказанны”. Так на политической арене Пенджаба появилась фигура “деревенского святого”, Санта Джарнаила Сингха Бхиндервале. С.С. Джил (соратник Индиры Ганди) отмечал, что “именно Конгресс стал выращивать Санта Бхиндервале”[33]. Во время правления партии Джаната, Санджай Ганди работал над различными схемами для того, чтобы ослабить правительство “Джаната парти”, и Гиани Заил Сингх посоветовал ему расколоть “Акали дал” посредством создания сильного соперника тогдашним сикхским лидерам. Таким лидером и стал Д.С. Бхиндервале. В апреле 1978 г. он создал собственную партию Дал Халса. После того, как к власти вернулся Конгресс, наступил звездный час Бхиндервале. Наконец-таки у сикхов появляется новый харизматичный лидер, способный сплотить раздробленную сикхскую общину.
В 1980 г. к власти в Индии снова возвращается Индира Ганди, а значит, что уже стало традицией, центральное правительство распускает сильное, но неугодное ей сикхское правительство. Опять начинается процесс радикализации “Акали дал”. Сотрудничество с ИНК было эпизодом в политической карьере Бхиндервале. Свою дальнейшую судьбу он связывает с радикализмом и экстремизмом. Бхиндервале открыто поддержал экстремистские группировки. Они отомстили ниранкари за гибель сикхов в 1978 году: уничтожили их лидера Баба Гурбачан Сингха. Затем произошло убийство владельца влиятельных в Индии газет Лала Джагат Нарайана. За период с 1981 по 1984гг. было совершенно 1200 различных террористических актов. Террористы захватывали поезда и автобусы, убивали индусов, открывали огонь по большим скоплениям мирных жителей, взрывали жилые дома, угрожали сорвать Азиатские игры 1982 года. Как правило, сикхские террористы за все эти действия брали ответственность на себя. Однако иногда возлагали вину за содеянное на других, например на представителей ниранкари.
Одновременно и Лонговал, стремясь составить конкуренцию Бхиндервале, активизирует свою деятельность. В мае 1981 г. он призвал сикхов к войне за веру - “дхарма юдх”. Он также стремился привлечь их к кампании гражданского неповиновения.
В 1982 году Бхиндервале объявил центром своей партии Золотой храм. Это было очень сильное решение, т.к. теперь он получает статус религиозного лидера. Его начали почитать как живого гуру. Кроме того он активно выступал с призывами к вооруженным восстаниям против “индуистского шовинизма”, угрожал центральному правительству “тысячами разъяренных сикхов”, которые способны на бунт, если штат Пенджаб “не отпустят на волю для того, чтобы народ-мученик смог наконец создать свое независимое государство”[34].
Через год после этого заявления Бхиндервале неожиданно меняет тактику, теперь он не позволяет себе столь громких заявлений как прежде, а лишь замечает, что “не хочет существовать в Индии как бородатый индус, но желает жить в этом государстве как полноценный сикх, имеющий возможность следовать своим обрядам и традициям”. Бхиндервале обвинил Индиру Ганди в том, что она не считается с сикхами, и называет тех, кто борется за независимость штата, горсткой экстремистов. По его словам, если правительство называет 16 миллионов жителей своей страны “горсткой экстремистов”, значит, это никуда не годное руководство, неспособное и недостойное стоять во главе государства.
Трудно сказать, сколько из упомянутых Бхиндервале 16 млн. сикхов действительно придерживались сепаратистских позиций. Однако можно предположить, что таковых было довольно много и определялось это помимо традиционных религиозных, исторических факторов особенностями социальной ситуации в Пенджабе. Как известно, Пенджаб - один из самых экономически развитых районов Индии. В период “зеленой революции” правительство развивало аграрный сектор этого штата больше, чем какого-либо другого. В результате, 45% сельскохозяйственной продукции Индии производится именно в Пенджабе. Основная масса трудоспособного населения штата (а именно 71%) занята в аграрном секторе. Однако все перерабатывающие сельскохозяйственное сырье заводы находятся вне Пенджаба, т.е. их строили в пограничных ним штатах Химчал Прадеш, Утар Прадеш, Раджастан. Сами сикхи усматривают в этом дискриминацию своего штата со стороны властей. Значительные доходы от развитого сельского хозяйства давали возможность тратить определенные суммы на социальные нужды, главным образом на образование, в том числе и высшее. С 1947 года по 1979 год уровень грамотности населения в штате увеличился с 13% до 65% (в среднем по Индии - 30%).
Сикхская молодежь, получившая высшее и среднее образование, не желала возвращаться “на землю”, но она не могла и найти себе работу в городе, т.к. промышленность развита слабо, а те немногие промышленные предприятия, которые вообще существуют, давно контролируются индусами, в других же штатах выходцев из Пенджаба встречали весьма недоброжелательно. Естественно, многие из тех, кто не смог найти себе применение в мирной жизни, встали на опасный путь экстремизма (нечто похожее произошло в 70-х гг. на Шри-Ланке). Их привлекал призыв к независимости Пенджаба, где они уж, конечно, окажутся востребованы! Таким образом, в рассматриваемое время в Пенджабе было довольно значительное число сторонников экстремизма и сепаратизма, причем какая-то доля вины за это лежит на центральном правительстве, на его необдуманной политике.
2.2. Сикхская проблема в период правления Раджива Ганди
1984 г. стал годом жесткой антисепаратистской политики индийского правительства. Были предприняты настоящие военные действия против сепаратистов, главной из которых была операция под названием “Голубая звезда”, когда индийские войска осадили и взяли штурмом сикхскую святыню - Золотой храм в Амритсаре. Поводом для проведения операции послужило получение правительством информации о том, что на территории Храмового комплекса в Амритсаре сосредоточены склады оружия и террористические группировки сикхов. А законом от 1983 года “использование храмов и святынь в качестве мест базирования светских, в том числе и политических организаций строго запрещалось”. Следовательно, с юридической точки зрения, действия центральных властей были вполне законны. Сами же сикхи сочли эту операцию оскорблением их религиозных чувств. При штурме Золотого храма был застрелен Бхиндервале. Сикхи вновь остались без общенационального лидера.
Вслед за этой операцией последовала следующая - “Лесная роза”, целью которой стала зачистка гурдвар от террористов. Затем последовали другие военные операции. В общей сложности в этих операциях пострадало около полумиллиона человек. За это Индире Ганди пришлось поплатиться жизнью - она погибла от рук своих охранников-сикхов.
На следующие полгода Пенджаб превратился в зону террора: индусов расстреливали прямо на улицах городов и деревень, было взорвано 74 поезда и автобуса, не раз сообщалось о взрывах жилых домов и т.д. Большое количество индусов было вынуждено покинуть родные места и бежать в другие индийские штаты. “Акали дал” уже потеряла реальную власть, они даже не могли договориться со своими радикально настроенными фракциями, которые поддерживали действия террористов. Обстановка анархии и беспредела не могли длиться бесконечно. Однако было ясно, что первый шаг к стабилизации сикхи не сделают, слишком свежи были воспоминания о прошедших событиях. И даже если кто-то из партийных лидеров осознавал такую необходимость, простые сикхи его бы просто не поняли и посчитали предателем интересов своего народа.
Первый шаг к примирению сделало индийское правительство во главе с сыном Индиры Ганди, Радживом Ганди. Он старался, осторожно обходя вопросы, связанные с религиозными чувствами, прийти к компромиссу. Снова всплыли “забытые проблемы”: Чандигарх, водные ресурсы и т.д. В итоге в 1985 г. было подписано соглашение Ганди-Лонговал, по которому индийское правительство обязалось пойти на некоторые уступки: передать Чандигарх Пенджабу, выплатить сикхским семьям компенсацию за потерянное имущества и близких, отменить запрет на службу сикхов в армии (его ввели в 1984 г., но это необдуманное решение привело к тому, что индийская армия лишилась цвета высшего офицерства).
Сикхи увидели, что центр не игнорирует их проблемы и готов к диалогу. Результатом этого было ослабление экстремистских движений в штате, после чего на первый план вновь выступили представители “Акали дал”, которые стали добиваться своих целей мирным политическим путем.
Впрочем, надежды ни одной из сторон не оправдались. Передача Чандигарха переносилась на неопределенный срок, другие требования сикхов тоже буксовали в бюрократическом аппарате Индийского правительства. Сикхские экстремисты, поняв это, обвинили Лонговала в предательстве интересов Патха (сикхской общины), после чего он был застрелен неизвестными. Раджив Ганди потерял партнера, с которым он мог договориться, а также, по мнению упоминавшегося выше Марка Тюлли, интерес к урегулированию этого конфликта. Возможно, это была ошибка индийского руководства, посчитавшего, что распутать “Пенджабский клубок” ему не под силу.