· спорта и туризма;
· архитектуры и строительства;
· здравоохранения;
· внутренних дел;
· жилищно-коммунального хозяйства;
· энергетики;
· информации;
· культуры;
· обороны;
· образования;
· по налогам и сборам;
· иностранных дел;
· финансов;
· экономики;
· юстиции;
· по чрезвычайным ситуациям;
· природных ресурсов и охраны окружающей среды;
· промышленности;
· связи;
· сельского хозяйства и продовольствия;
· статистики и анализа;
· торговли;
· транспорта и коммуникаций.
Министерство образуется на основании Указа Президента, возглавляется министром. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию. Структуру министерства составляют: руководство (министр, его заместители, коллегия); управления; отделы и иные подразделения. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. В структуре министерств по решению Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. В настоящее время функционируют 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь:
· лесного хозяйства (создан на базе Министерства лесного хозяйства);
· по земельным ресурсам, геодезии и картографии (ранее — госкомитет);
· по материальным резервам (ранее — госкомитет);
· по науке (в комитет вошли: Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный высший аттестационный комитет и Государственный патентный комитет. В структуре комитета создаются высший аттестационный комитет, не являющийся юридическим лицом, и государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»);
· по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ранее — комитет при Министерстве по чрезвычайным ситуациям);
· по стандартизации, метрологии и сертификации (ранее — госкомитет);
· по ценным бумагам (ранее — госкомитет);
· энергоэффективности (ранее — Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору).
Государственный комитет — республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности (межотраслевое регулирование). Образуется на основании Указа Президента, возглавляется председателем. Заместители председателя и члены комитета назначаются, утверждаются и освобождаются от должности Правительством Республики Беларусь. Структуру аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях утверждает председатель государственного комитета.
Согласно Указу Президента № 516 от 24.09.2001, в структуру органов государственного управления входят 4 государственных комитета:
· Комитет государственной безопасности;
· Государственный комитет по авиации;
· Государственный комитет пограничных войск;
· Государственный таможенный комитет.
Администрации — органы исполнительной власти регионального (областного) уровня.
Республиканские органы государственного управления (министерства) имеют в своем непосредственном подчинении предприятия и учреждения. В большинстве случаев министерства руководят ими через различного рода объединения, создание которых осуществляется правительством по согласованию с Президентом, а также министерствами и государственными комитетами. К примеру, Министерству промышленности подчинены Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, Белорусский государственный научно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения «Белмашприбор», Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов; Министерству сельского хозяйства и продовольствия — Белорусский государственный производственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке и реализации рыбы и рыбопродукции; Министерству торговли — Белорусский концерн по материальным ресурсам, Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения; Министерству энергетики — Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз», Белорусский государственный энергетический концерн, Белорусский концерн по топливу и газификации и т.д.
Объединения представляют собой организационно обособленную группу предприятий. Во главе объединения стоит орган управления им (администрация объединения), который имеет следующие признаки:
¾ является самостоятельным органом, звеном в системе отраслевого управления;
¾ объединяет часть предприятий отрасли; по своему организационному положению находится между министерством и подведомственными предприятиями;
¾ осуществляет свою деятельность под руководством республиканских или местных отраслевых органов (а не органов общей компетенции);
¾ осуществляет только функции оперативного управления .
Администрация государственных предприятий и учреждений также входит в рассматриваемое звено системы государственного управления. Государственные предприятия, социально-культурные и иные учреждения составляют основу организации управления государственным сектором. В отношении предприятий и учреждений, основанных на других, негосударственных формах собственности, государство осуществляет не управление, а правовое регулирование.
Через администрацию предприятий и учреждений осуществляют функции управления все вышестоящие органы. Администрация предприятия, учреждения может быть определена как орган непосредственного управления коллективами рабочих и служащих, объединяемыми в государственные организации.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления
Система государственного управления не ограничивается республиканским уровнем. Она завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Именно на местном уровне люди ощущают результаты государственной политики и оценивают ее прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов, здесь формируются основы понимания людьми собственной ответственности за свою судьбу и положение в стране. Как первичный уровень самоорганизации населения и публичной власти местное самоуправление — база формирования целей государственного управления.
Местное управление — форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения на основе общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполнения решений вышестоящих государственных органов (ст.120 Конституции Республики Беларусь). Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством, в частности, Законами Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» и др.
Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь, система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь состоит из 4 элементов: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.
Местные Советы Республики Беларусь обладают исключительной компетенцией:
1) утверждать программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
2) устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы;
3) определять в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначать местные референдумы.
Государство же в приоритетном порядке формирует элементы единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), организует хозяйственное освоение новых территорий. В социальной сфере республиканские органы управления принимают меры по обеспечению гарантированных условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданных различий в возможностях их социального развития. В сфере экологии государство берет на себя ликвидацию последствий природных катастроф, устранение кризисных ситуаций. Формами непосредственного участия государства в регулировании развития регионов являются республиканские региональные программы, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции для государственных нужд и т.д.
Население, согласно Конституции Республики Беларусь, имеет право на местное самоуправление, самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление является своеобразной альтернативой управлению местными делами «сверху».
Под местным самоуправлением следует понимать такую деятельность, которая «осуществляется в рамках административно-территориальных и территориальных единиц непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы» (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Государственная власть и местное самоуправление – это две формы народовластия. Местное самоуправление является основой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества. Подобное управление есть в любом государстве. Важным признаком является его децентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функций общественности и осуществлении их независимо от центра. Местное самоуправление в значительной мере самостоятельно, в административном плане не подчинено центру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишь приостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству. Однако жесткое разграничение органов местного самоуправления с системой органов государственной власти может породить новую проблему: как обеспечить единство системы управления государственными и общественными делами; как сохранить необходимую централизацию государственной власти и управления, обеспечив оптимальную демократическую децентрализацию. Решение обеих групп проблем составляет содержание государственной политики в области развития местного самоуправления.
В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно народом, так и государственными органами — Советами депутатов. Местные Советы депутатов являются представительными органами и основным звеном местного самоуправления. Они избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории. Депутаты работают в Совете на общественных началах. Одновременно местные Советы депутатов являются государственными органами, уполномоченными руководить в пределах своих полномочий, закрепленных в Конституции, государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории, обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Согласно классической концепции, местное самоуправление — это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций в пределах установленных законом полномочий. Но реальное состояние дел пока далеко от нормативного. Властные органы в городах и районах (администрации) по сути дела являются низовым звеном государственной власти и находятся в полной зависимости от вышестоящих органов власти (почти полностью финансируются ими), а не от населения, которое в условиях традиционного самоуправления избирает органы местного самоуправления (муниципального управления) и доверяет ему управлять местным сообществом.
Существуют проблемы обеспечения финансово-экономической самостоятельности образований местного самоуправления, а также обеспеченности их квалифицированными кадрами, так как любая власть, какими бы полномочиями ни была наделена, не станет реально управляющей властью, если не располагает необходимыми ресурсами. Как показал российский опыт, причиной возникновения конфликтных ситуаций может стать нечеткость разграничения полномочий органов местного самоуправления и государственной власти (на уровне «мэр — губернатор») и между представительными и исполнительными органами власти («мэр — городская Дума»). Важно предусмотреть все эти моменты при формировании белорусского местного самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. Белорусский экономический журнал № 3, 2007.
2. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1. – Мн.: АУприПРБ, 2007.
3. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 2008.