Из главной масляной магистрали масло по наклонным каналам в блок-картере подается к коренным подшипникам коленчатого вала, смазывает их и далее по сверлениям в шейках и щеках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам.
К подшипникам распределительного вала смазка подается под давлением по трем каналам в блок-картере от первого, третьего и пятого коренных подшипников.
От третьего подшипника распределительного вала пульсирующий поток масла по вертикальному каналу, просверленному в задней стенке блок-картера (совпадающему с каналом в головке цилиндров), и по маслопроводящей трубке подается в полые оси коромысел. Через сверления в осях масло поступает к коромыслам и разбрызгивается в клапанной коробке, смазывая остальные детали газораспределительного механизма.
Из клапанной коробки масло стекает по отверстиям для штанг в картер МАЗ-500, по пути смазывая толкатели. Масло, вытекающее из зазоров подшипников коленчатого вала, разбрызгивается и смазывает гильзы цилиндров, поршней, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала.
Шестерня топливного насоса смазывается маслом, поступающим из главной магистрали по трубке подвода смазки, расположенной в картере шестерен.
На МАЗе-500 установлен топливный насос с циркуляционной смазкой.
Шестерни распределения смазываются маслом, поступающим на зубья промежуточной шестерни из главной магистрали по каналам в пальце и теле промежуточной шестерни.
Масляный насос служит для забора масла из нижней крышки картера и подачи его к трущимся деталям.
Масляный насос шестеренчатого типа расположен в передней части картера и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала. На валике с помощью шпонки установлена шестерня привода масляного насоса, находящаяся в постоянном зацеплении шестерней коленчатого вала МАЗ-500.
Валик ведущей шестерни вращается в двух втулках, одна из которых запрессована в корпус насоса, а другая – в крышку. Для обеспечения соосности опор валика ведущей шестерни корпус и крышка масляного насоса штифтуются и обрабатываются совместно, поэтому перестановка крышки с одного корпуса на другой не допускается.
Ведущая шестерня насоса не прессована на валик в горячем состоянии. Распрессовка шестерни с валика запрещается. Ведомая шестерня имеет втулку и вращается на валике, запрессованном в корпус насоса.
Масло засасывается насосом через маслоприемник.
На корпусе насоса со стороны нагнетающего отверстия расположен предохранительный клапан, который отрегулирован на рабочее давление 1,05-1,15 МПа(10,5-11,5 кгс/см2) путем поджатия пружины резьбовой втулкой.
Клапан служит для предупреждения значительного повышения давления масла в системе при пуске холодно МАЗ-500, когда масло имеет повышенную вязкость.
Насос ремонтируется только в случае, если он не обеспечивает необходимой производительности. Исправный масляный насос при частоте вращения валика 23,5 ±0,33 об/сек и противодавлении 0,6-0,65 МПа на масле вязкость 2-3° по Энглеру должен иметь производительность 1 дм3/с(60 л/мин).
Фильтр масляный (центрифуга) используется для очистки масла.
Основной частью центрифуги является ротор, вращающийся на ос. Ось установлена на резьбе в корпусе и имеет три шлифованные шейки, из которых две являются опорами вращающегося ротора, а третья, средняя, служит для разделения полостей очищенного и неочищенного масла.
Внутри оси выполнено ступенчатое сверление для подвода масла внутрь ротора и установки маслоотводящей трубки.
Во время вращения ротора благодаря различным диаметрам верхней и нижней шеек оси возникает осевая сила, которая несколько приподнимает ротор, в результате чего уменьшается трение в подпятнике нижней оси. Подъем ротора ограничивается шайбой, закрепленной на оси гайкой. Сверху ротор закрыт стальным штампованным колпаком, который плотно прижимается к корпусу центрифуги специальной гайкой.
Уплотнение стыка колпака с корпусом обеспечивается прокладкой.
Ротор центрифуги состоит из остова и крышки, отлитых из алюминиевого сплава. Герметичность между крышкой ротора и остовом достигается установкой резинового кольца.
Ротор балансируют. Чтобы не нарушалась балансировка ротора при его разборке, крышка фиксируется относительно остова с помощью установочного штифта.
В бобышках остова ротора ввернуты две форсунки с калиброванными сопловыми отверстиями.
В нижней части остова двумя винтами закреплен маслоотражатель и насадок, препятствующие смыву отложений со стенок крышки ротора струей входящего масла.
В нижней части корпуса центрифуги размещен перепускной клапан.
Перепускной клапан при запуске холодного МАЗа-500 направляет поток масла в главную масляную магистраль, минуя центрифугу и радиатор, обеспечивая тем самым необходимое давление в системе смазки.
С левой стороны блок-картера на специальной площадке установлен сливной клапан, который поддерживает заданное давление, пропуская избыток масла, подаваемый масляным насосом, в нижнюю крышку картера МАЗ-500.
Масло, нагнетаемое масляным насосом по маслопроводам и сверлениям в корпусе центрифуги, поступает внутрь ротора, где разделяется на два потока: один идет на гидравлический реактивный привод, а второй направляется внутрь ротора для очистки.
Масло, идущее на привод ротора, через маслоотражатель поступает во внутреннюю полость бобышек к соплам форсунок, откуда вытекает с большой скоростью и создает при этом реактивный момент, вращающий ротор. Вышедшее из форсунок масло через окно в корпусе фильтра и блоке цилиндров сливается в нижнюю крышку картера.
Остальное масло, поступившее внутрь ротора под действием центробежной силы, очищается от загрязнений, которые оседают на стенке ротора, и по сверлениям верхней части остова и маслоотводящей трубки направляется в главную масляную магистраль МАЗа-500.
Масляный фильтр грубой очистки. На двигателе автомобиля МАЗ-500 установлены два фильтра для очистки масла - полнопоточный, односекционный, включенный в систему смазки последовательно, и центробежный, включенный параллельно.
ТО масляных фильтров двигателей ЗИЛ-645, РАБА-МАН и ЯЗМ-238 производится так же, как и масляных фильтров двигателя КамАЗ-740.
СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗ-3307
Через маслоприемник масло засасывается масляным насосом и, пройдя фильтр, подается в масляную магистраль. На насосе установлен редукционный клапан. В проставке фильтра установлен предохранительный клапан, пропускающий масло магистраль помимо фильтра при его чрезмерно большом сопротивлении (засорение, пуск холодного двигателя). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг.
К головкам блока для смазки втулок коромысел и верхних наконечников штанг масло пульсирующим потоком подается от второй (правой головки) и от четвертой (к левой головке) шеек распределительного вала по каналам в блоке и в головке.
Разбрызгиванием смазываются цилиндры, втулки верхних головок шатунов, поршневые кольца, клапаны, толкатели и кулачки распределительного вала.
Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, поступающим из масляной магистрали через трубку, а привод датчика-распределителя зажигания и его шестерни – маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке.
Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, поступающим из масляной магистрали через трубку, а привод датчика-распределителя зажигания и его шестерни – маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке.
Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль, если уровень масла в картере двигатель ниже отметки 0 по стержневому указателю. Необходимо постоянно поддерживать уровень масла в картере двигателя между отметками 0 и П указателя, по возможности ближе к отметке П. Для более точного определения уровня масла пустить двигатель и, дав ему поработать 3-4 мин, остановить. Через 10 мин сделать замер.
Давление масла в двигателе при движении автомобиля на примой передачи со скоростью 60 км/ч должно быть не менее 250 кПа при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе.
При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 500-550 кПа.
При падении давления масла в двигателе до 40-80 кПа на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.
Допустимо загорание сигнализатора при малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазки исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор погаснет. Загорание сигнализатора на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности, и до ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля должна быть прекращена.
При температуре воздуха выше 20°С необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга. При более низких температурах радиатор должен быть выключен. Однако независимо от температуры воздуха при езде в особо тяжелых условиях, с большой нагрузкой и малыми скоростями движения также необходимо включать масляный радиатор. Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении около 100 кПа, и таким образом масло циркулирует через радиатор только при наличии давления в масляной магистрали большего, чем 100 кПа. Пройдя через масляный радиатор, масло сливается в картер двигателя.
Каждый раз при регулировке зазора между клапанами и коромыслами, а также при ТО-2 необходимо проверить, поступает ли масло к осям коромысла. Для этого надо пустить двигатель и убедиться, что масло вытекает из отверстия в регулировочном винте и стекает вниз по штангам. Если масло не идет, необходимо прочистить каналы следующим образом.
С головки, в которой масло не поступает к осям коромысел, снять ось с коромыслами и стойками в сборе, вывернуть шпильку крепления оси коромысел (на первой головке – переднюю, на левой головке - заднюю) и через ее отверстие продуть сжатым воздухом каналы подачи масла в головке, медленно проворачивая коленчатый вал до появления характерного звука выхода воздуха в масло.
Масляный насос шестеренного типа, односекционный.
В крышке масляного насоса расположен редукционный клапан, предохраняющий масляную систему от чрезмерного повышения давления. Клапан отрегулирован на заводе, и регулировка его в эксплуатации запрещается.
Внезапное падение или увеличение давления масла в системе может произойти вследствие засорения редукционного клапана. В этом случае необходимо разобрать редукционный клапан и тщательно промыть его детали в керосине.
После разборки или замены масляного насоса необходимо его перед постановкой на двигатель залит маслом, так как иначе насос не засосет масло из картера.
При заклинивании масляного насоса срезается штифт в его приводе, и двигатель останавливается.
Масляный фильтр полнопоточный со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 44ОА-1-06».
Фильтрующий элемент подлежит замене при каждой смене масла в двигателе.
Для этого необходимо:
1) Отвернуть фильтр руками за его верхнюю часть. При заедании допускается отворачивать фильтр ключом.
2) Принять меры, исключающие попадание масла на двигатель.
3) Предохранить масляную полость проставки от возможного загрязнения, закрыв ее сверху чистой ветошью.
4) Осторожно отвернуть гайку на соединительном маслопроводящем стержне, слить масло из корпуса фильтра.
5) Разъединить секции и заменить фильтрующий элемент.
6) Проверить наличие и правильную установку деталей уплотнения и шайбы, соединить секции и закрепить гайку.
Необходимо следить за состоянием верхнего резинового уплотнительного кольца и заменить его при потере упругости и деформации.
В противном случае подшипникам коленчатого вала будет поступать не отфильтрованное масло.
7) Смазать моторным маслом прокладку, поставить фильтр на двигателе, завернуть его руками до начала сжатия прокладки и довернуть на 0,5-1 оборот.
8) Пустить двигатель. При наличии подтеканий масла при работе двигателя с повышенной частотой вращения в течении нескольких минут довернуть фильтр руками. Затяжка ключом не допускается.
Вентиляция картера двигателя закрытая, принудительная, действующая за счет разряжения во впускной трубе и воздушном фильтре. При работе двигателя на частичных нагрузках газы из картера отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках – в воздушный фильтр и впускную трубу.
При эксплуатации не следует нарушать герметичность системы вентиляции картера и не допускать работу двигателя при открытой маслозаливной горловине, это вызывает повышенный угар масла.
После пробега 40000-50000 км промыть пламегаситель, шланги, маслоотделитель, отверстие трубки вентиляции, отверстие под трубку вентиляции во впускной трубе, полость поддона корпуса фильтра.
При сборке маслоотделителя следить, чтобы резиновая прокладка уплотняла стык. При неудовлетворительном уплотнении вентиляция картера теряет эффективность, расход масла на угар возрастает
Заключение
Система смазки ГАЗ-33021 наиболее надежная.
Литература
1. Автомобиль ЗИЛ-130.- руководство по эксплуатации., г. Москва , 1994
2. Автомобиль ГАЗ-33021 и его модификации. - руководство по эксплуатации., г. Нижний Новгород,1995 г.
3.Автомобиль МАЗ-500.- руководство по эксплуатации., г. Волгоград , 1986 г.
4. Автомобиль ГАЗ-3307 и его модификации. - руководство по эксплуатации., г. Нижний Новгород , 1993 г