1. Смертная казнь не имеет превентивного эффекта. Многократные исследования доказали отсутствие какой - либо зависимости между уровнем преступности и наличием смертной казни в системе уголовных наказаний.
По большому счету, наличие или отсутствие смертной казни в законодательстве государства – только один из признаков благополучия общественных отношений. Применение смертной казни ради «очищения» общества вряд ли приведет к его очищению. Это не самоцель, а взвешенный нравственно – правовой подход к проблеме ограничения преступности. И если эту функцию смертная казнь не выполняет, то ее надо отменить.
1.7. «За» смертную казнь.
С точки зрения цивилизованной защиты общества от преступности активно обсуждается вопрос об эффективности применения смертной казни, ее сдерживающей роли от совершения преступлений. Мы уже отмечали, что превентивное свойство смертной казни, как другого наказания, является ее объективным свойством, хотя единой точки зрения в этом вопросе у исследователей нет. Так, например, З. М. Черниловский считает, что смертная казнь не эффективна как устрашающее действие и вредна. И. И. Карпец придерживается другой точки зрения, согласно которой «прямого влияния на состояние преступности смертная казнь не оказывает, но средством защиты общества от тяжких преступлений служит». На этом основании И. И. Карпец выступает как последовательный сторонник применения смертной казни за наиболее опасные виды преступлений. Однако когда И. И. Карпец пишет, что «естественный отбор оставляет в природе полезных особей» или «когда общество применяет к преступникам всякое наказание, и смертную казнь в особенности, оно тоже как бы исправляет само себя и тем самым очищается», то «биологизм» подобных рассуждений очевиден и спорен. Соразмерность преступления и наказания в основе своей базируется на древнейшем принципе талиона – око за око, зуб за зуб. С тех пор общество стало цивилизованнее. И единственная мера наказания (во многих государствах), которая по способу нанесения ущерба преступнику сродни талиону, - смертная казнь. По большому счету, наличие или отсутствие смертной казни в законодательстве государства – только один из признаков благополучия общественных отношений.
1.8. Статистический анализ преступлений в европейских государствах.
Вопрос об эффективности превенции смертной казни не нов. Один из родоначальников «социологической школы» в уголовном праве России А. Кистяковский в своем знаменитом Исследовании о смертной казни», проведя статистический анализ преступлений в ряде европейских государств, пришел к выводу, что введение смертной казни в законодательстве только непродолжительное время положительно сказывается на динамике роста преступности. При этом следует заметить, что анализируемая Кистяковским статистика применения смертной казни во второй половине 18 – первой половине 19 века проводилась по странам, в законодательстве которых смертная казнь назначалась за многие виды преступлений, в том числе и за политические преступления. Не случайно и количество смертных казней, назначаемых за разные преступления, было впечатляющим. Например, с 1748 по 1776 год в одном округе Баварии с населением в 174 058 человек «приговорено было к смертной казни 11 000 человек; в течение 4 лет и одного месяца, т. е. с 21 сентября 1792 года по 25 октября 1795 года революционные трибуналы во Франции казнили по исчислению Прудомма 18 613 человек…»; «в Англии уголовное законодательство оставалось без перемен до начала 19 века и заключало в себе более 200 смертных преступлений».
Кроме того, А. Кистяковский пришел к выводу, что «в период государственный 3 рода преступлений: против государства, против религии и нравственности карались с особой жестокостью…». По свидетельству того же Кистяковского , «в период господства государственной власти…смертная казнь определяется, наряду с тяжкими преступлениями, за действия меньшей важности и даже маловажные. Такой порядок в Европе продолжался почти до конца 18 столетия».
Значительные изменения в подходе к смертной казни появляются только после ряда буржуазно – демократических революций в Европе, начиная с Великой французской революции 1789 года. Эти изменения проявляются постепенно, и прежде всего в том, что в ряде государств отменяется смертная казнь за кражу, церковные и политические преступления. М. Н. Гернет, анализируя ситуацию вокруг смертной казни в Европе в первой половине 19 – начале 20 века, отмечает, что «в то время как в одних государствах политические преступления не влекут за собой смертной казни (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария, Венгрия, Сербия, Соединенные Штаты Северной Америки и пр.), в некоторых других эти преступления караются смертью (Австрия, Англия, Дания, Швеция, Испания, Болгария, Греция, Финляндия, Уругвай, Парагвай, Россия и пр.)». Причем из стран, которые имели в законодательстве смертную казнь за политические преступления, наиболее широко она была представлена в Англии и России. В Австрии, например, смертная казнь могла назначаться за насильственное изменение форм правления, тогда как в России смертью каралось не только покушение, но и приготовление к посягательству на права государственной власти.
Во Франции, например, смертная казнь назначалась только в связи с насильственным лишением жизни человека или угрозой для жизни человека: «за предумышленное убийство, нанесение должностному лицу, с целью убить, раны или удара, арест или отобрание вещей, сопровождавшиеся физическими мучениями, умышленный поджог и разрушение взрывчатыми веществами обитаемого здания, кастрацию, повлекшую смерть жертвы в течение 40 дней после кастрирования, и некоторые др.». А в России государственные преступления традиционно считались наиболее опасными, и за их совершение предусматривалась смертная казнь, тогда как умышленное убийство уже с середины 18 века смертной казнью не каралось. Соответственно, статистика также говорит не в пользу России: во Франции в 1803 году было приговорено к казни 605 человек, в период с 1826 по 1830 год по 72 человека ежегодно, а в 1908 году - 6–человек. В Бельгии в 1800 – 1804 годах – ежегодно 71 человек, а казнено 37 человек. В 1908 году – 6 человек. В Германии в 1822 году – 95 человек, в 1910 году – 43 человека. В Австрии уменьшение приговоров: с 1877 года – 128 человек, казнен 1 человек, в 1908 году приговорено 45 человек, казнен 1 человек. В Англии в 1800 – 1810годов было казнено 802 человека, а в 1908 году приговорено 25 и казнено 13. В России число приговоренных в 19 веке и до 1905 года не превышало 54 за год, но число казненных в 1906 году – 574; в 1907 году – 1139; в 1908 году – 134; в 1909 году – 717 и в 1911 году – 60 человек.
2. «За» и «против» смертной казни.
3.1. Эффективность отмены смертной казни.
Таким образом, уменьшение смертных казней наблюдалось в странах, где смертная казнь вводилась за преступления против жизни и не выносилась за политические, государственные преступления либо выносилась за единичный состав политических преступлений. Это – история, которая показывает эффективность превенции смертной казни. Что касается эффективности применения смертной казни на современном этапе, то на собственном опыте мы сделать какой – либо вывод не можем, ибо кратковременная отмена ее в 1947 году не дает очевидных данных для анализа. Такие исследования проводились за рубежом. Выводы исследователей достаточно противоречивы, но большинство из них считают, что превентивное значение смертной казни невелико. Какие же аргументы приводятся противниками смертной казни о неэффективности высшей меры наказания на современном этапе?
В литературе приводятся эмпирические данные, свидетельствующие, что «убийства чаще всего совершаются в состоянии волнения, когда крайние эмоции берут верх над разумом. Убийство также может быть совершено под воздействием алкоголя или наркотика или в состоянии паники, например, когда преступник застигнут в момент совершения кражи. Некоторые из тех, кто совершает насильственные преступления, - люди чрезвычайно неуравновешенные или психически больные. Ни в одном из таких случаев страх перед смертной казнью не может выступать как сдерживающий фактор».
Таким образом, рассматривая смертную казнь как превентивную меру от совершения наиболее опасных преступлений, связанных с насильственным лишением жизни человека, необходимо иметь в виду, что превенция высшей меры наказания зависит от цели введения ее в законодательство государства – защиты жизни человека. Справедлива и обратно пропорциональная зависимость. Там, где смертная казнь предусматривается за многие составы преступлений, не связанных с защитой жизни человека, превенция высшей меры не только ослабевает, но и провоцирует на совершение опасных преступлений. Например, профессор И. Я. Фойницкий отмечал, что «в то время, когда во Франции наиболее деятельно работала гильотина, этот инструмент в виде игрушки был в каждом семействе; дети для забавы гильотинировали птиц, собак, кошек и т. п.». Противники смертной казни, приведенный И. Я. Фойницким, используют в качестве аргумента о пагубности и неэффективности смертной казни на современном этапе. Но, во – первых речь не идет о публичности, наглядности смертной казни в современных условиях, а во – вторых, как мы уже отмечали, эффективность превенции смертной казни зависит от правильного применения этой санкции – в отношении лиц, осужденных за умышленное убийство.
3.2. Состояние фрустрации.
О чем свидетельствуют данные факты? Прежде всего о том, что динамика совершения наиболее опасных преступлений (преступлений против жизни) зависит от многих субъективных факторов. Эта проблема особенно актуальна для нашего общества. Психолог А. Толстых однажды заметил: «религия воспитала в человеке чувство вины, раскаяния, наше же общество за 70 с лишним лет воспитало в человеке чувство обиды. Люди ощущают себя постоянно ущемленными. Страшное это чувство и дикая сила – обида. Копится, созревает в тебе, переполняет до краев, рождает агрессию, озлобленность, слепую ненависть, ждет своего часа, врага себе выискивает, а уж как взбунтуется, вырвется наружу – пускай даже с помощью рюмки, - врагом этим может оказаться кто угодно, каждый: и близкий друг, и родной сын, и любимая сестра. Без разбору».
Данное состояние ученые называют фрустрацией. Профессор Джордж Палермо, директор колледжа судебной психиатрии штата Висконти, г. Милуоки, объясняет, что это «слово происходит от латинского – обман, неудача и обозначает психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой – либо очень важной для человека цели, потребности, в результате это состояние проявляется в гнетущем напряжении, в чувстве безысходности. Реакцией на него может быть либо уход в мир грез, фантазии, либо – враждебность, агрессия». Другой ученый – профессор юриспруденции и психиатрии государственного университета имени Вайна, школа права, г. Дейтройт, Р. Соленко так поясняет это состояние: «Агрессия, враждебность накапливаются в человеке, но до поры до времени они как бы закупорены в нем, словно зелье в бутылке с пробкой. Но берегитесь! Это мина замедленного действия. Наступает момент (кружки пива, рюмка водки), и враждебность вырывается наружу, переходит в насилие, и тогда она может обрушиться на совершенно невиновного, даже случайного человека. Спросите потом убийцу: «За что ты его убил?» – и он вам ответит: «Не знаю». И ответ его будет не так уж далеко от истины. Он ведь и вправду не знает».