Следует ли признать такое решение проблемы собственности в России приемлемым, потому как для цивилизованного решения смен собственности, и в этом нас настойчиво убеждают, не было серьезных условий. Попробуем ответить на данный вопрос, взяв за основу два критерия: личностный мотив и отсутствие приватизированного оборотного капитала. Что касается второго критерия, то тут все ясно – речь идет об индивиде, который кроме ваучера, практически ничего не получил от приватизации общего имущества. А вот по первому критерию следует дать дополнительные разъяснения, так как личность является основной структурообразующей единицей имущественных отношений. В этой связи целесообразно начать с выявления цепочки связей «Я» и «МОЕ». Исходная позиция такова: там, где есть «Я» (личность) есть и «МОЕ» (собственность личности). Более того, «Я» – это и есть во многом «Я и МОЕ» (расширенное «Я»). Человеческое «Я» – по Гегелю, - обособлено как субъект в собственности: именно здесь Ego находит свое воплощение, а достижения личности – признание и достойную оценку Alter. Но, как только «МОЕ», боже упаси, начинает в силу каких-то причин утрачиваться или вдруг к великой радости Ego, непомерно расти, то “Я” становится иным и уже по-другому восприниматься извне. Словом, без “Я” нет “МОЕ” – это очевидно, но следует признать так же, что и без “МОЕ” (собственности) по существу наше “Я” будет уже не прежнее “Я”. А потому не станет преувеличением утверждение, что на шкале ценностей личности, начиная с высших, “МОЕ” (собственность) следует напрямую за такой ценностью как жизнь. Мы часто готовы биться если и не на смерть, то, во всяком случае, на живот за собственное имущество и этот факт определяет наше отношение к внешнему миру.
Сегодня мы с нашим рациональным умом не хотим гибнуть за «металл», однако мы сильно болеем за свое имущество и бываем очень озабочены его сохранностью и умножением. Заинтересованность в имуществе порождает различные формы социального взаимодействия, которые в своей устойчивости и структурном воспроизведении образуют имущественные отношения. Эта безличная форма, которая существует как данность в различных культурах, выступая как условности и кодексы поведения. Личность в процессе социализации усваивает и научается придерживаться их как необходимых ориентиров в практических действиях, то есть проигрывать их как социальные роли.
В личной форме имущественные отношения складываются, как правило, так: два человека обмениваются собственностью друг с другом или когда «мое» одного лица соприкасается с «мое» другого лица.[1] В этом случае возникают определенные отношения, которые составляют основу отношений собственности, ибо реализуется право собственника распорядиться своим имуществом. Эти отношения, являясь ближайшим социальным окружением «Я и ТЫ», существуют как часть широкой сети имущественных отношений, которые охватывают множество других лиц. Каждая из сторон, стремясь лично к умножению своего имущества, проявляет свой интерес, который в данном случае выступает как динамичная форма единства «Я и МОЁ». Действуя как силы притяжения, и отталкивания интересы взаимодействующих сторон создают определенное поле напряжения и тем самым удерживают в родовых границах имущественные отношения, не давая им распадаться. Здесь имущество является содержанием,[2] сами отношения будут формой, а интересы движущей силой. Следует подчеркнуть, что имущество само по себе пассивно, активность ему придает форма, которая открывает простор развитию интереса как движущей силы. Так, частная собственность, выражая в полной мере интересы собственников, заставляет жестче функционировать систему имущественных отношений.
Понятие «отношение» следует рассматривать как необходимый момент взаимосвязи сторон, в нашем случае, взаимосвязи субъектов собственности по поводу имущества. Однако было бы неверно сводить данные отношения лишь к моменту, как одноразовому акту, или набору взаимозависимых действий. В широком социальном плане собственность предстает как совокупность необходимых предпосылок (фаза – «до»). Это база, на которой происходит развертывание процесса взаимодействия (фаза «во время»), а затем и дальнейшее изменение всей системы имущественных отношений (фаза «после»). Как видим, собственность оказывает воздействие на отношения субъектов до «соприкосновения», определяя их ролевое поведение и статусные позиции, а, главное, баланс напряженности и отчуждения, противоречий и конфликтов не только в сфере имущественных отношений, связанных с рынком, но и за его пределами, распространяясь на всю систему общественных отношений. При этом следует подчеркнуть, что сами эти отношения во многом существуют до вступления во взаимодействие субъектов собственности, которые своими действиями воспроизводят и трансформируют эти отношения. «Кульминация» имущественных отношений – это момент соприкосновения сторон (набор взаимозависимых действий). Здесь в большей мере проявляется воля субъектов собственности, их выбор, после чего могут наступать изменённые состояния, и в самой сфере собственности, и в прилегающей к ней областях общественной жизни. Например, передел собственности между государством и церковью в России (возврат церкви их земель, конфискованных большевиками) может «взорвать» всю сферу имущественных отношений и иметь далеко идущие последствия для всей социально-политической системы общества.
Фаза «после», когда имущественные отношения, как «сделка» уже завершились, может означать начало конфликта, особенно если субъектами собственности не учитывались интересы третьей стороны, о чем мы говорили вначале нашей статьи.
На основании изложенного имущественные отношения предстают прежде всего как баланс напряжения между сторонами по поводу собственности. Здесь две вещи волнуют стороны – выгода и защита прав собственности. Первую задачу субъекта собственности решают сами, а вторую – большей частью возлагают на общество, его институты правопорядка. Если выгода связана, в конечном счете, с увеличением имущества, то защита прав собственности с его сохранностью. Но, в каждом из этих случаев речь идет, прежде всего, о действиях и взаимодействиях людей, что связано с личностными аспектами данной проблемы. Здесь важно различать понятие «отношение к собственности» (вещам) - продуктам труда (машины, компьютеры, оборудование и др. материальные ценности), исходя из двух возможных позиций индивида: «Я МОЁ» и «МЫ - НАШЕ». В структуре психической жизни индивида отношение к собственности четко различимо. На известном расстоянии от «МОЁ» (в зоне «МЫ») находится «наше», которое также призвано выражать существо имущественных отношений. Если «Я» сопрягается с «вещью для себя» (отношение однозначно позитивное к собственности), то «наше» – с «вещью для нас» (отношение неоднозначно позитивное к собственности). В неравной борьбе двух полезностей «мое» и «наше» в сознании личности победителем выходит «моё», что, безусловно, определяет приоритет интереса личности как субъекта собственности, его целерациональные (эгоистические) действия. Из этого обстоятельства следует исходить в исследовании сущности имущественных отношений как системы интересов, ценностей, норм, а также взаимности.
Теперь, когда мы уяснили себе в общих чертах особенности имущественного поведения личности, причем сделали это в контексте ключевых понятий, есть смысл вернуться к проблемам приватизации как смене прав собственности на общее имущество в России. Нам, как помнится, важно было на эту проблему посмотреть глазами личности, которая кроме ваучеров ничего не получила от приватизации (а это массы…). Представим себе такого имярека1 (мне это не сложно сделать по известной причине) и станем вместе с ним отвечать на традиционные социологические вопросы: что происходит, что за этим стоит и куда это ведет?
Итак, что происходит? Это концептуальный вопрос, отвечая на него, социолог выявляет и описывает «нечто» как социальную реальность. Вначале дается общая характеристика объекта изучения, то, что «есть» в реальности, которую социолог наблюдает (да, и мы с вами видим большей частью) с тем, что бы, в конечном счете, решить вопрос истинности или неистинности («нечто»), справедливости или несправедливости, правильности или неправильности. То, по каким критериям, в каком направлении и как строит социолог предполагаемые различения (в целом это образует мыслительную конструкцию) следует отнести уже к предмету его исследования. На этом процесс вычленения предмета анализа из объекта (социальной реальности) завершается и начинается поэтапное погружение в проблематику исследования, Таков общий подход. Согласно этому мы должны увидеть и оценить в жизни то, что стало следствием каких-то событий (причин), которые имели место в прошлом. Но, какие силы задавали здесь тон, мы не знаем (это во многом прерогатива второго проблемного вопроса), а пока следует лишь констатировать факты, то есть говорить о том, что видим.
Вооружившись такой схемой и переводя данный вопрос на «язык» нашей проблематики получим: что происходит с имущественными отношениями в России? Отвечая, мы должны, как условились, исходить из того, что наблюдаем в реальности. В действительности наш имярек мог бы видеть то, что в результате разгосударствления собственности у одних имущества стало неизмеримо больше, а значит власти и могущества. У других имущества стало просто меньше, а, заодно, они лишились по существу достигнутых общественных позиций и статуса. В лапидарной форме об этих метаморфозах собственности можно было бы сказать так. Единое (общее имущество) стало многим, (ваучеры роздали всем), сохранив свое единство (силу) в немногих, которые, обеспечив себе желаемое единство (имущество и власть) – правят бал.
Одни согласятся в этом с нашим имяреком и скажут, что в действительности собственность не так (не тем) «роздали», а потому и повела она себя по-другому. Ведь как было задумано: заменить «слабую» собственность на «сильную», чтобы она способствовала лучшему решению проблем общества. А вышло что? Новая собственность на правах полноправной хозяйки стала активно вмешиваться во все и вся. Она агрессивно диктует всем свою волю, создает: новые формы неравенства и присваивает себе монопольно привилегии. Другие возразят имяреку и приведут свои суждения типа: все это трудности перехода и что с укреплением новой собственности станут четче структурироваться имущественные отношения и, соответственно, жизненные миры, что, несомненно, приведет к устойчивости в общественных отношениях. Правда, тем, которые месяцами не получают свои зарплаты, а то и вовсе лишились работы, в определенном скепсисе и нигилизме, явно не откажешь. Вместе с тем выявленные противоречия представляются оправданными, так как они отражают различия жизненных миров, которые стали радикально иными со сменой собственности.