Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе

По открытой в 1993 г. кредитной линии в 20 млн. канадских долларов[27] корпорацией "Вестерн комбайн", являющейся одним из учредителей СП "Аквест", осуществлялась поставка зерноубороч­ного оборудования с соответствующей технологией по производ­ству комплектующих и сборке канадских комбайнов и других ви­дов оборудования для сельского хозяйства (произведена сборка 60 комбайнов). Из этого же кредитного транша финансировалось стро­ительство в Акмолинской области свиноводческой фермы (фирма "Векан проджект девелопмент"), а также велась разработка ТЭО третьей линии Жанажольского нефтегазоперерабатывающего за­вода. В осуществлении данного проекта участвует канадская фир­ма "СНС - Лавалин Интернэшнл". Предусматривается увеличение  мощностей  на 3 млн. т  в год.

Объем торговли между Казахстаном и Канадой в настоящее время незначителен. Товарооборот составил в 1995 г. 10,3 млн. дол­ларов США (экспорт - 2,4 млн. долл., импорт -7,9 млн. долл.) Удельный вес казахстанско-канадского товаро­оборота в общем товарообороте страны составил 1,5%. За первый квартал 1996 г. внешнеторговый оборот  составил 2,2 млн. долларов. Основные статьи экспорта - ферро­хром, урановая руда, ткани хлопчатобумажные, прокладки, лен­ты транспортерные, импорта - титановые изделия, машины и оборудование для сельскохозяйственного производства, смазоч­ные масла, автопогрузчики, автомобили, комбайны и запчасти.

Складывается сотрудничество в области образования. В ок­тябре 1996 г. известный канадский университет Макгилл совмест­но с казахстанским институтом менеджмента экономики и про­гнозирования (КИМЭП) приступил к созданию канадско-казахстанской программы обучения специалистов руководящего звена отраслей горнодобывающей промышленности Республики. В раз­работке программы примут участие многие специалисты и орга­низации. Принять участие в работе курсов, которые пройдут в Ка­наде, будут приглашены чиновники  ряда министерств.

В Республике осуществляют свою деятельность около 30 СП. К крупным предприятиям относятся СП "Аквест" (учредители: канадские фирмы "Вестерн комбайн", "Инлайн" и завод "Казсельхозмаш", Акционерный банк "Туранбанк"[28], объединение "Агропром техника") и СП "Мистер Гудбай Интер-прайзис Инк" и АО АХБК.

В Республике аккредитованы представительства крупных ка­надских фирм, таких как "Ферст Либерти Групп" (производство шин для автобусов, грузовых и легковых машин; создание юве­лирного производства с НАК "Алтын алмас" и Усть-Каменогорс­ким свинцово-цинковым комбинатом), "Артур Деффер Ходинг Лтд" (производство мебели, коммерция), "Голдбелт Ресорсиз" (зо­лотодобыча), "Маклауд диксон" (услуги в области корпоративно­го, торгового и банковского права), "СНС - Лавалин Интернэшнл" (инжиниринг в области нефтегазовой промышленности).


2.2. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан


Развитие внутриполитических и внешнеполитических событий в Республике Казахстан в 2001 году, так или иначе, во многом продолжает определяться  деятельностью администрации Президента и Правительства.[29]

Немаловажным внутриполитическим событием, происходящим в период политического затишья - летом 2001 года, стало проведение в республике Казахстан разовой акции по легализации теневых капиталов.

Легализация капиталов в первую очередь была вызвана желанием части политического истэблишмента обезопасить свои средства находящиеся за рубежом. Многочисленные публикации в западной прессе о тайных счетах, пик  которых пришелся на последние три года, арест Бородина и дело Гиффена были тревожным сигналом казахстанской политической элите о наличии возможных рычагов давления со стороны Запада и, в первую очередь США. Последний момент очень важен, так как отношения между Вашингтоном и Астаной за последние годы эволюционировали в худшую сторону. Одним из последних подтверждений этого являются некоторые негативные публикации в авторитетных казахстанских печатных СМИ по поводу назначения нового посла США в Казахстане Ларри Наппера.

О том, что следует внести корректировки в существующее законодательство об иностранных инвестициях несколько раз указывал премьер-министр Казахстана во время заседаний Правительства.

Стоит отметить, что для казахстанских властей не составит большого труда найти то или иное нарушение со стороны иностранных компаний, так как они действительно были, но на них долгое время закрывали глаза. Встреча Президента с инвесторами в очередной раз продемонстрировала ужесточение позиций казахстанского руководства по отношению к ним.

В результате монополизации банковской системы, произойдет повышение конкурентноспособности отечественных банков на казахстанско-финансовом рынке при конкуренции с банками зарубежных государств.

Стоит отметить, что такие прецеденты уже были, как, например, в ситуации с канадской нефтяной компанией "Харрикейн Кумколь Мунай" в Южном Казахстане. Поводом для "столкновений" послужило предложение, поступившее со стороны филиала казахстанского "Казкоммерцбанка" о приобретении контрольного пакета акций "Харрикейна" за 121 млн долл. На данный момент "Казкоммерцбанк" имеет в "Харрикейне" 30% акций и, в последнее время, пытается увеличить свою долю до 53%.

Если исходить из последних тенденций увеличения влияния и роли       "Казкоммерцбанка" на финансовом рынке и в промышленной сфере, что не могло произойти без инициативы некоторых влиятельных лиц в республике, то в ситуации с "Харрикейн" счет будет 1:0 в пользу Казкоммерцбанка, который уже использовал все свои информационные ресурсы для полной дискредитации данной компании. Не исключено, что инвестор стал объектом внимания в силу того, что за эти годы, компания стабильно наращивает добычу нефти, а следовательно получает неплохие доходы. Так, в 2000 году добыча нефти достигла 3 млн. 335 тысяч тонн, или на 31% больше 1999 года.

 Специалисты подчеркивают, что ценность этого предприятия не только в его высокой доходности, но и в оптимальном для Казахстана его технологическом оснащении. Независимые аналитики, причину конфликта видят в попытке определенных кругов поставить под свой полный или частичный контроль "Харрикейн-Кумколь Мунай", который в результате успеха этой акции принесет авторам заказа новые сотни миллионов долларов. Ряд специалистов сегодняшний ажиотаж вокруг "Харрикейн-Кумколь Мунай" рассматривают как следствие продолжающейся скрытой борьбы между крупными финансово-промышленными группами Казахстана. Согласно их мнению, в ближайшее время в нефтяной отрасли республики возможен новый передел собственности и сфер влияния. Иностранные специалисты, в частности, не исключают, что это простой захват корпоративных активов конкурентами, часто встречаемое в  западном мире.

Подписанные на саммите ШОС лидерами стран-участниц важнейшие документы (Декларация о создании Шанхайской организации содружества, лозунг которой - "Безопасность через сотрудничество", а также Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом) способны в значительной мере улучшить развитие отношений внутри сообщества. С созданием совместного антитеррористического центра в рамках ШОС будет положено качественное начало совместного скоординированного мониторинга в области обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе, и вопросы противодействия международному  терроризму и экстремизму в Центральноазиатском регионе выходят за пределы Содружества, в рамках которого (ДКБ),  аналогичный центр уже существует.

Что касается Центрально-азиатского экономического союза, то его       перспективы достаточно туманные в виду наличия серьезных       межгосударственных трений в регионе, которые в этом году могут перерасти в  серьезный конфликт. При этом не исключено, что экстремистские силы могут инициировать приграничные инциденты создав условия для межгосударственных  столкновений. Мало вероятно, что в случае повторного вторжения в соседние Киргизию, Таджикистан и Узбекистан экстремистов из Исламского движения Узбекистана Казахстан несмотря на договор, подписанный в апреле 2000 года на саммите президентов четырех стран Центральной Азии, окажет этим странам военную помощь "живой силой".

Надо сказать, что в течении 2001 года, Казахстану также предстоит решить ряд проблематичных вопросов с Россией и Туркменистаном относительно делимитации государственной границы и с Китаем - по поводу трансграничных рек. Несколько натянутыми возможно станут отношения между Казахстаном и США. В частности парламент Казахстана в свою очередь присоединился к меморандуму соглашения 1972 года, показав тем самым США свою противоположную позицию и приверженность позициям России и  Китая. Возможно, что в целях "возвращения" Казахстана в качестве своего козыря США будут давить на республику принятой Конгрессом резолюцией № 397, где призывается исключить РК и другие центрально-азиатские республики из ОБСЕ за несоблюдение основных принципов этой организации в области демократии и прав человека. Казахстан в ответ будет активизировать свои отношения со странами, которых не жалуют США. Не исключено, что в будущем при участии Казахстана будет создан политический блок Москва-Астана-Пекин-Тегеран, противостоящий главным образом США и НАТО.

Заключение


За десять лет независимости внешняя политика Казахстана прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики.

Усилия казахстанской дипломатии увенчались успехом на  канадском, европейском и других направлениях по обеспечению безопасности, добрососедства и дружбы. Казахстанской дипломатией были созданы необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны, продвижения экономических интересов страны.

Подводя итоги внешнеполитической деятельности за десять лет независимого развития, важно отметить непреходящее значение обретения Казахстаном статуса безъядерного государства, приверженного режиму нераспространения. Казахстан является непосредственным участником глубоких трансформационных процессов, которые происходят сейчас в мире.

 Судьбоносные решения руководства страны в военно-политической, экономической, а также в сфере демократических преобразований и государственного строительства позволили Казахстану осуществить плавное вхождение в мировое сообществе.

Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие «Закона о дипломатической службе Республики Казахстан»[30]; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать