По данным государственного комитета статистики Украины более 130 млн. чел. зарегистрировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который многие эксперты считают гостиничным направлением будущего. Лидером здесь стала Северо-Восточная Азия, где рост данного показателя составил почти 12% (в том числе на 21% увеличились въездные турпотоки в Гонконг, на 12% — в Макао, на 11% —в Китай, на 10% —в Японию). Более чем на 6% снизилось число прибытий в Индию, в то время как в Иране, на Мальдивах и Шри-Ланке показатели роста международных туристских прибытий значительно превышают средние, что подтверждает действенность их гостиничной стратегии [6. С. 90].
Американский регион единственный, где наблюдается снижение количества посетителей. При этом действительно высокие показатели роста — плюс 15% — продемонстрировала лишь Аргентина.
Минимальный прирост у Канады и Мексики. Снизили показатели приема Бразилия (на 7,2%), Куба (на 6,7%), Доминиканская Республика (на 2,5%). В целом на Карибских островах продолжается спад международных гостиничных прибытий, который составил в 2001 году 1,9%, а в 2002 году — 3%.
Такая же ситуация в Южной Америке, где соответствующие показатели в 2005 году составили 5,1%, а в 2007 году — 7% [28. С. 93].
Существенного прироста международных прибытий на уровне от 5 до 10% добились такие африканские страны, как Сенегал, Ботсвана, Танзания, Гана, ЮАР [30. С. 93].
Таблица 1.2
Международные страны-лидеры в области потенциальных гостиничных прибытий (млн.) [8. С. 95]
Международные потенциальные гостиничные прибытия |
Место |
2007 |
2008 (прогноз) |
Рост (%) 2008/2007 |
Франция |
1 |
75,2 |
76,7 |
+2,0 |
Испания |
2 |
50,1 |
51,7 |
+3,3 |
США |
3 |
45,5 |
45,4 |
-0,1 |
Италия |
4 |
39,1 |
39,49 |
+1,0 |
Китай |
5 |
33,2 |
36,8 |
11,0 |
Информация по состоянию на январь 2008 на Ближнем Востоке увеличили въездные гостиничные потоки Дубай (на 30%), Ливан (на 13%), Иордания (на 6,1%). Египет продемонстрировал прирост международных туристских прибытий на 9,4%, тогда как Тунис и Марокко снизили свои показатели на 6% и 2,7% соответственно[20. С. 96].
Развитие массового туризма, в первую очередь внутреннего туризма, рождает спрос на средства размещения, расположенные ближе к природе (загородные отели и туркомплексы, частные пансионаты, туристские деревни и т. д.) и более дешевые, но с достаточно широким набором услуг. Потребительский спрос на внутренние и международные туры распределен следующим образом: массовый туризм и его развитие обусловливаются прежде всего внутренним туризмом в каждой из стран; количество международных путешествий на порядок меньше количества внутренних путешествий.
Выводы
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Самыми распространенными классификациями гостиниц являются: система звезд, применяемая во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран; система букв, используемая в Греции; система «корон», характерная для Великобритании; система разрядов и другие.
Гостиничный бизнес перспективен как минимум по четырем причинам: во-первых, в нашем отечестве наблюдается повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов так называемого «делового туризма»; во-вторых, как показывает мировая практика, повышение доходов населения (а оно в стране, что ни говори, уже происходит) приводит к тому, что люди все больше путешествуют (в том числе и по родной стране), а значит, останавливаются в гостиницах; в-третьих, страна, заявившая о своей интеграции в европейские структуры, постепенно становится для европейцев (в данном случае - европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее; в-четвертых, если произойдут предполагаемые снижение и унификация гостиничного сбора, обязательные платежи для гостиниц уменьшатся. Прибыль может давать лишь хорошо организованная гостиница.
Будущее отелей - в слиянии услуг аэропорта и гостиницы. Один из существенных источников увеличения гостиничных доходов - предоставление помещений для проведения разнообразных конференций, семинаров, учебных занятий и сопровождающих их выставок и презентаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг гостиниц // Отель. – 2008. - №3. – С. 36 - 42.
2. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ и управление: Учеб. Пособие / Под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
3. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 2002. – 192 с.
4. Бирюков Е.С. Развитие туризма в мире и его влияние на экономику. – М.: Экономика, 2002. – 168 с.
5. Бланк И.А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 146 с.
6. Бондаренко Н. Кто зажигает гостиничные звезды // Отель. – 2007. – №3. – С. 68-70.
7. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в Украине и за рубежом. – 2003. – №2. – С. 22-25.
8. Ваген Л. Гостиничный бизнес: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 416 с.
9. Лесник А.П., Мацицкий И.П., Чернышев А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом. – М.: Инфра, 2006. – 239 с.
10. Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. – К.: Знання, 2003. – 190 с.
11. Версан В.Г., Коломнин А.Г. Информация и качество: опыт проектирования системы управления. – М.: Экономика, 2003. – 79 с.
12. Вебер В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристь, 2001. – 496 с.
13. Вилкас Э., Майминас Е. Решения: теория, информация, моделирование. – М.: Инфра, 2003. – 493 с.
14. Волгин В.В. Управление персоналом малого предприятия. Предупреждение проблем: Практ. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. – 299 с.
15. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
16. Гидбут А.В., Мезенцев А.Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). – К.: Знання, 2003. – 94 с.
17. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. – М.: МНИИПУ, 2004. – 304 с.
18. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. проф. Чудновского А.Д. – М.: ЭКМОС, 2002. – 352 с.
19. Грейсон Д., O’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2001. – 360 с.
20. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2000. – 312 с.
21. Друкер Т.И., Яворская А.О. Зарубежный опыт малых гостиниц. – М.: УГТ РБ, 2005 – 78 с.
22. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пособие / пер. с англ. Е.Ю. Драгныш. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 224 с.
23. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2001. – 192 с.
24. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.
25. Ильина Е. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. – М.: РМАТ, 2004. – 135 с.
26. Ильина Е. Туроперейтинг. Организация деятельности. – М.: ФиС, 2007. – 156 с.
27. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. – 2-е издание. – Минск: Новое знание, 2005. – 422 с.
28. Кабушкин Н.И. Организация туризма: Учебное пособие. – К: Знання, 2003. – 632 с.
29. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
30. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 787 с.
31. Лесник А.П., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М.: Инфра, 2003. – 488 с.
32. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Тарифная политика гостиничных предприятий. – К.: Знання, 2005. – 136 с.
33. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация турбизнеса. Часть 2: Информационные технологии в сфере гостеприимства: Учебно-методическое пособие. – К.: Советский спорт, 2001. – 208 с.
34. Туризм в Україні. Документи, коментарі, інформація. Вип.2. – К.: Луч, 2007. – 400 с.
35. Фонштейн Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 – 314 с.
36. Черных Н. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. – М.: Совспорт, 2002. – 320 с.
37. Шеремент К.С. Экономика современного туризма. – СПб.: Герда, 2004. – 412 с.