Современные этапы и перспективы развития торгово-экономических отношений России и ЕС

Однако оказывается определенное давление, чтобы предпринимались политические шаги. Вполне вероятно, что именно по этой причине после продолжительных и настойчивых требований России в 2002 г. ЕС и США предоставили ей статус страны с рыночной экономикой. Об этом впервые было объявлено в мае, а соответствующее решение ЕС вступило в силу только 7 ноября 2002.[8]

Помимо политического смысла, статус страны с рыночной экономикой также имеет практическое значение при рассмотрении обвинений в демпинге и государственном протекционизме. В стране с нерыночной экономикой, внутренние цены которой не могут расцениваться как отражающие реальные затраты, «нормальная стоимость», используемая для выявления экспорта по демпинговым ценам ниже себестоимости, определяется на основании затрат и ценообразования сопоставимого производителя в третьей стране, имеющей статус страны с рыночной экономикой. Недавно полученный Россией статус, таким образом, означает, что «российские компании, обвиняемые в демпинге, могут использовать в свою защиту собственные фактические затраты и цены, а не ориентировочные затраты и цены, рассчитанные ЕС на основе показателей третьей страны».[9]


§ 1.3. Развитие свободной торговли между Россией и ЕС  


Достижение цели СПС по обеспечению свободной торговли между ЕС и Россией предполагает предварительное вступление России в ВТО. Вполне естественно, что ЕС выступает за скорейшее вступление России в организацию, однако, учитывая важность и потенциальный рост товарооборота между ЕС и Россией, страны ЕС не могут сделать условия этого вступления более льготными, как не должны этого делать и другие члены ВТО. Это было бы несправедливо по отношению к другим нынешним и будущим членам ВТО и означало бы смягчение существующих правил международной торговли. Ослабление требований, предъявляемых в настоящее время к экономической политике России извне, также отрицательно повлияет на будущее благосостояние россиян.

Несмотря на то, что переговорный процесс осени 2002 г. оценивается как весьма успешный, предполагаемое время вступления России в ВТО, по всей видимости, сдвигается с 2003 г. ориентировочно на 2007 г. Поскольку внутри страны не существует сильного давления с целью ускорить вступление в ВТО, похоже, что российская сторона на переговорах не стремилась к их скорейшему завершению в конкретные сроки, а пыталась получить максимально возможные льготы. С одной стороны, в марте 2003 г. участники переговоров планировали завершить их ориентировочно к сентябрю 2003 г. - моменту проведения встречи министров стран - членов ВТО. С другой стороны, российские бизнесмены, выступающие за вступление в ВТО, также как и президент Путин, публично заявляют, что Россия не спешит завершить переговоры о вступлении в организацию до тех пор, пока к этому не будет готова экономика страны и население не начнет поддерживать этот процесс.[10]

Ценообразование на российские энергоносители является основным камнем преткновения в торговой политике. Россия высказывала протест по этому поводу, указывая, что подобных требований повысить внутренние цены до мирового уровня не выдвигали ни одной стране, вступающей в ВТО. Для крупных производителей энергии низкие цены рассматриваются как важнейший источник конкурентоспособности. ЕС привел контраргумент, что искусственно заниженные внутренние цены создают «особую рыночную ситуацию» и предполагают наличие поддержки со стороны государства. Очевидно, что для вступления России в ВТО должен быть найден компромисс. Вероятно, он будет заключаться в том, что Россия возьмет на себя обязательство либерализовать рынок энергоносителей и позволить внутренним ценам постепенно вырасти до уровня мирового рынка.[11] Достоверность таких обязательств будет сутью разногласий в ходе переговоров, в первую очередь из-за того, что неясно, каким образом либерализация рынка энергоносителей повлияет на изменение уровня внутренних цен. Примечательно, насколько слабо в обсуждении этого вопроса в России звучит голос того, кто больше всего заинтересован во вступлении России в ВТО, - потребителя.

Помимо создания зоны свободной торговли в ст. 1 СПС от 1994 г. также была поставлена задача «создания условий для обеспечения свободы образования компаний, трансграничной торговли услугами и движения капиталов».[12] В ст. 55 этот вопрос развивается дальше: в ней говорится, что «...важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Сообществом является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества».[13] В этой статье перечислены пятнадцать областей, начиная с закона о компаниях и кончая защитой жизни людей, животных и растений, в которых это сближение особенно важно.

В отчете о проделанной работе, представленном в ноябре 2002 г., группа высокого уровня выразила удовлетворение результатами работы на данный момент, но привела лишь несколько примеров анализа воздействия экономической интеграции в качестве конкретных результатов деятельности в рамках концепции ОЕЭП начиная с весны того же года. Как отмечалось выше, участники переговоров должны представить практические результаты в рамках реализации концепции ОЕЭП осенью 2003 г.

Учитывая торговые интересы таких третьих стран, как США, ЕС не может предоставить России какие-либо экономические преимущества до завершения переговоров о ее вступлении в ВТО. Задача состоит в том, чтобы успеть завершить эти переговоры к началу осенней конференции ВТО 2003 г. Это позволит России участвовать в раунде торговых переговоров в Дохе сначала в качестве наблюдателя, а затем кандидата на вступление. Однако, как уже отмечалось, эта цель чрезвычайно амбициозна. Если она не будет достигнута, процесс вступления России в ВТО может затянуться на многие годы. Поэтому пока еще есть время, чтобы выяснить, какие элементы концепции ОЕЭП могут быть приняты в рамках правил ВТО как недискриминационные по отношению к третьим странам. Стоит также вопрос о том, какого рода ОЕЭП - включая, например, соглашения между Россией и другими членами СНГ - будет соответствовать принципам ВТО. Еще один вопрос возникает в связи с планируемым государственным союзом России и Белоруссии. До настоящего времени этим вопросам уделялось сравнительно мало внимания.

В течение 2002 г. официальные лица ЕС все более активно признавали необходимость «политики сближения», или «политики Большой Европы», которая будет проводиться в отношении всех окружающих Европейский союз регионов, простирающихся от Магриба до России. «Основным принципом новой политики сближения будет максимально возможное распространение принципов, правил, стандартов и отраслевого сотрудничества на соседей Союза, что позволит нам сформировать поистине всеобъемлющие особые отношения».[14] В то же время «...мы должны начать задавать самим себе вопрос, что означает эта политика на институциональном уровне. Нам необходим новый проект, способный послужить катализатором и подтолкнуть нас к разработке нового курса движения к общему будущему. Для этого нам, вероятно, придется разработать тип политической и институциональной интеграции, которая выходит далеко за рамки соглашений о присоединении. Это может дать нашим партнерам мощные дополнительные стимулы для осуществления внутренних реформ, а также создать для них благоприятные политические перспективы на будущее».[15]

Большее беспокойство вызывает вероятность того, что Политика сближения, концепция ОЕЭП и инициатива «Новые соседи» окажутся еще одним примером выдвижения ярких политических лозунгов, в чем ЕС весьма преуспел в прошлом. Такого рода лозунги неоднократно использовались Россией для получения разного рода уступок. Вероятно, слишком цинично рассматривать Политику сближения в качестве очередного лозунга, придуманного в подходящий момент отчасти в ответ на существующие трения в процессе расширения, а отчасти для того, чтобы скрыть практические проблемы в отношениях. Необходимость такой инициативы весьма обоснованна. Для того чтобы Политика сближения не стала просто очередным лозунгом, необходимо предпринять целый ряд практических действий. ЕС должен существенно улучшить свою деятельность по формированию и реализации поистине коллективной стратегии в области отношений с зарубежными странами. Необходимо глубоко продумать, насколько Большая Европа является зоной относительной однородности. Следует тщательно проанализировать накопленный к настоящему времени опыт. Будущие формы сотрудничества должны разрабатываться совместно, а не устанавливаться в одностороннем порядке ЕС. Наконец, как анализ, так и практические действия должны основываться на ясном понимании существующих серьезнейших диспропорций между ЕС, Россией и остальными странами Большой Европы, большинство из которых сохранится и в будущем.


Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом




§ 2.1. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС


Торговые потоки между Европейским союзом и Россией асимметричны, как и объемы, их экономики. Согласно российской таможенной статистике в 2001 г. из общего объема российского экспорта, составившего 99,2 млрд. долл., 36,9% (36,6 млрд. долл.) пришлось на страны ЕС. Это означает, что по рыночному обменному курсу 11,7% валового внутреннего продукта России было получено от торговли на рынках ЕС. Россия явно менее зависима от импорта из стран ЕС, чем от его рынков. В то время как доля ЕС в импорте (36,9%) равна его доле в экспорте, значительное положительное сальдо внешнеторгового баланса России в 2001 г. говорит о том, что импорт из стран ЕС (15,3 млрд. долл.) составил лишь 5% ВВП России.[16] Подобное положение дел будет меняться по мере резкого увеличения объемов российского импорта и одновременной стагнации экспорта. Однако если на все это взглянуть под другим углом, картина в значительной степени меняется. По данным «Евростата», экспорт в Россию из стран ЕС составил в 2001 г. 24,8 млрд. долл., в то время как импорт из России - 42,3 млрд. долл. Доля России в торговле ЕС настолько незначительна, что сопоставима с долей Норвегии как торгового партнера.[17]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать