Современные информационные технологии в журналистики
Введение
Глава 1. Современные информационные технологии как условие журналистской деятельности (теоретический аспект)
1.1.«Сеть сетей» Интернет – главное достижение информационной индустрии XX века
1.2.Изменения в сфере радиовещания и совершенствование технологии передачи звука на расстоянии
1.3.Развитие телекоммуникаций и систем сотовой связи в первые годы XX столетия
Глава 2. Использование современных информационных технологий в различных сферах журналистики
2.1. Online-газеты как наиболее оперативные печатные СМИ
2.2. Радиовещание в сети интернет - одно из наиболее динамично развивающихся направлений в журналистике
2.3. Мобильная журналистика: синтез технологий, скорости и актуальности
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Во второй половине ХХ столетия произошла подлинная революция в сфере информационных технологий. Появившиеся сеть интернет, сотовая связь, протоколы мгновенной передачи текста, звука и видеоизображения на расстоянии вывели человеческую цивилизацию на качественно новый уровень ее развития, заставили кардинально пересмотреть принципы работы во многих сферах, в том числе и в журналистике.
Сетевые средства массовой информации по ряду показателей опережают традиционные, ежеминутно расширяют свою целевую аудиторию, а в условиях ускоряющегося темпа жизни постепенно становятся приоритетными и достаточными для все большего числа людей. Этот процесс необратим, а значит, следует его исследовать, изучить пути использования работниками СМИ новых технологий в on-line журналистике, определить ее перспективы.
Объект исследования – процесс использования современных информационных технологий в журналистике на рубеже ХХ-ХХIвв.
Предмет исследования – способы использования современных информационных технологий в процессе журналистского творчества, пути их совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение процесса взаимодействия современных информационных технологий и журналистики на рубеже XX-XXIвв.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить этапы развития техники и технологии, уделив особое внимание второй половине ХХ столетия;
- охарактеризовать технические новшества и технические возможности сети интернет, систем сотовой связи; изучить новейшие способы передачи звука на расстоянии (в том числе в реальном времени);
- проанализировать общее состояние сетевой журналистики, выявить основные тенденции и процессы в ее развитии;
- провести исследование состояния системы печатных интернет-СМИ современного Рунета, классифицировать ведущие издания по временному и тематическому признакам;
- проследить качественные и количественные изменения в сфере радиовещания, дать комплексную характеристику феномену интернет-радио, его возможностям в российском и мировом масштабах;
- изучить общие закономерности функционирования мобильной журналистики – результата синтеза интернета, сотовой связи и журналистского мастерства.
Научно-практическая значимость работы. Научно-практические результаты могут быть использованы при формировании концепции развития средств массовой информации в России, в аналитическом прогнозировании последующих качественных и количественных изменений в системе СМИ, в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Отдельные разделы могут стать основой для составления методических и практических рекомендаций специалистам в области сетевой журналистики, сотрудникам редакций и внештатным корреспондентам.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка используемой литературы, включающего 36 источников, в том числе 21 интернет-ресурс.
Общий объем работы – 52 страницы.
Глава 1. Современные информационные технологии как условие журналистской деятельности (теоретический аспект)
Стремительная информатизация современного общества является закономерным следствием развития технологической базы. Общество сегодняшнего дня часто называют информационным (термин введен профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши), подразумевая, что производство и потребление информации достигло беспрецедентного размаха. На данный момент не составляет труда в считанные минуты, или даже секунды, узнать, что произошло на другом конце земного шара. Эту уникальную возможность дают нам современные средства связи, средства передачи информации, в числе которых радио, телевидение, телефония, электронная почта и глобальная сеть Интернет с ее практически безграничными возможностями. Между тем наряду с беспрецедентно возросшим потенциалом для информирования социума, появились такие же по размаху возможности для его дезинформирования[1].
Капиталом современного общества становится информация и тот, кто обретет ее раньше и в наиболее достоверном варианте, получает значительные преимущества. Кроме оперативности в получении информации, использование новейших инструментов ИТ способно в достаточной мере снизить транзакционные издержки: на каждое электронное письмо нет нужды приклеивать марку, а однократная установка системы видеоконференцсвязи позволяет избежать систематических командировочных расходов.
Информационная технология формирует передний край научно-технического прогресса, создает информационный фундамент развития науки и всех остальных технологий. Определяющими стимулами развития информационной технологии являются социально-экономические потребности общества. Известно, что экономические отношения накладывают свой отпечаток на процесс развития техники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая его в определенных границах. В свою очередь, социальное воздействие техники и технологии на общество идет прежде всего через производительность труда, через специализацию средств труда и, наконец, путем исполнения техническими средствами трудовых функций человека.
Технология - это управление естественными процессами, направленное на создание искусственных объектов: она эффективна постольку, поскольку ей удается создать необходимые условия для того, чтобы нужные процессы протекали в нужном русле и направлении. Вся история технического прогресса от овладения огнем до открытия ядерной энергии - это история последовательного подчинения человеку все более могущественных сил природы.
Техника и технология в своем развитии имеют эволюционные и революционные стадии и периоды. Вначале обычно происходит медленное постепенное усовершенствование технических средств и технологии. Накопления этих усовершенствований в определенный период вызывают коренные качественные изменения, замену устаревших технических средств и технологий новыми, использующими иные принципы. Последнее становится возможным благодаря проникновению в технику новых научных идей и принципов из естествознания. Сущность технологической революции заключается в техническом освоении научных открытий, на их основе технических изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии и необходимость перехода к новым способам производства[2].
Известно, что до XVIII века техника развивалась в основном без научной методологии: изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. В эпоху Возрождения пришло осознание того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.
Влияние науки на технику сначала шло по линии повышения эффективности известных технических изобретений - водяного, ветряного, парового двигателей, совершенствования способов передачи и т.д. Техническое освоение природы к концу XIX в. стало органически связанным с успехами естествознания. Тем не менее, без науки было бы принципиально невозможно освоить иные формы движения, использовать электричество, ядерную энергию и т.д.
Появление ряда новых технологий произошло в ХХ в., особенно во второй его половине: биотехнология органического синтеза искусственных веществ с заданными свойствами, технология искусственных конструкционных материалов, мембранная технология искусственных кристаллов и сверхчистого вещества, лазерная, ядерная, космическая технологии и, наконец, информационная технология.
На ранних этапах истории человечества для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы общения. Эту задачу человеческий мозг решил без каких-либо искусственно созданных инструментов: развилась человеческая речь. Речь оказалась и первым существенным носителем человеческих знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и в такой форме передавались от поколения к поколению. Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получили первую технологическую поддержку с созданием письменности. Начатый процесс совершенствования носителя информации и инструментов для ее регистрации продолжается до сих пор: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, магнитные и оптические носители, кремний.
Можно согласиться с тем, что письменность стала первым историческим этапом информационной технологии. Вторым этапом считается возникновение книгопечатания. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через трудовой процесс в станки, машины, технологии и т.п., становились источником новых идей и плодотворных научных направлений. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с нарастающей скоростью.
Таким образом, книгопечатание впервые создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. Но подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронновычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника.