Сохранение культурного наследия в Российской Федерации
Омский Государственный Университет
Факультет КиИ
Кафедра СКД
Курсовая работа
По предмету: Методика СКД
Тема: Сохранение культурного наследия в Российской Федерации
Выполнил студент 3 курса
Группы КД-238-З
Шипицин Кирилл Владимирович
Омск, 2004г.
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ОбъектОВ культурного наследия РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СовременноГО состояниЯ объектов культурного наследия.. 10
2.1. Роль законодательных и экономических аспектов. 10
2.2. Роль экологических факторов. 16
ГЛАВА III. КОМПЛЕКС МЕР ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.. 24
3.1. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия. 24
3.3. Основные современные методы сохранения памятников. 32
ВВЕДЕНИЕ
Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
В этой работе будет рассмотрена и разработана теоретическая проблема сохранения культурного наследия в нашей стране.
Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.
Данная проблема – сохранение культурного наследия России – разработана, в основном, узкими специалистами, поэтому получить необходимую актуальную информацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранении памятников истории, а также из федерального закона № 73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.
Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культуры и природы России.
Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также программы по его сохранению и законы Российской Федерации в этой области.
Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1. Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2. Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3. Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.
Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ОбъектОВ культурного наследия РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На
территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и
культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к
мировым сокровищам культуры. По состоянию на начало 2004 года в Государственном
реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80000 объектов
наследия. Почти половина из них – объекты федерального значения (в том числе,
около более 18 тысяч объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории
историко-культурного значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации)", а остальные – регионального значения.
Точное количество объектов культурного наследия может быть определено
только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном
реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный
состав культурного наследия не уточнен.
По данным Минкультуры России среди учтенных памятников 34%
представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, 14% – с
точки зрения истории, 42% – с точки зрения археологии, 1% – с точки зрения
искусства и 9% – с точки зрения нескольких наук одновременно. В разрезе
объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и
строения – 18%, сооружения – 2%, произведения монументального искусства – 1%,
объекты археологии – 55%, захоронения – 13%, произведения ландшафтной
архитектуры и садово-паркового искусства – 10%, прочие – 1%.
Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях – 20%?, в жилых целях – 8%;? в социально-культурных целях – 23%;? в общественно-политических целях? – 2%; в культовых целях – 27%;? в производственных целях – 1%;? в иных целях – 5%, а 5% таких объектов не используется вовсе. [1]
На территории России находятся 21 объектов, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 – природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область). [2]
Наряду с
недвижимыми памятниками важную роль в формировании культурного потенциала
России играют культурные ценности, хранящиеся в фондах музеев. В России сегодня
насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых
хранится около 80 млн. экспонатов. Около 40% музеев включают в свою экспозицию
недвижимые памятники истории и культуры, неотделимые от них.
В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране
нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников
нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной
традиционной культуры – народные художественные промыслы, фольклор, бытовые
традиции, ритуалы и т.д. Из российских объектов в список особо ценных видов
нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные
традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода
от нашей страны. Однако, Российская Федерация имеет большие возможности
представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и
производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной
культуры в различных регионах страны. [3]
Особую роль с
точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения.
Список исторических поселений был утвержден в 1990 г. постановлением коллегии
Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального
Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В
Российской Федерации к историческим относятся 539 поселений, разделенных на 4
категории, сообразно ценности архитектурно-градостроительного наследия, в том
числе, 427 исторических городов и 51 поселок городского типа, остальные –
сельские поселения. В исторических поселениях охраняются не только отдельные
памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные
ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них
таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города,
необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта,
самобытность памятников древнего зодчества, местные художественные и
строительные традиции. Утрата значительной части исторических градоформирующих
доминант и вторжение резко диссонирующих объектов в историческую городскую
среду является сложной проблемой многих исторических городов.