Специфические особенности реализации компетенции вузами Пограничной службы России
Специфические особенности реализации компетенции вузами Пограничной службы России
Все изложенное определяет компетенцию и ответственность высшего военно-учебного заведения как типичного образовательного учреждения в рамках единой государственной системы образования.
Однако данные вузы имеют и свои специфические особенности и, прежде всего как учреждение, входящее в систему военных подразделений (например, Пограничная служба России). Административно-правовое положение структурных подразделений «силовых ведомств» в настоящее время определено достаточно четко. Так в статье 11 Федерального закона « Об обороне» (от 31.05.96 г. № 61-ФЗ) указывается, что Вооруженные силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
В Уставе внутренней службы ВС РФ, утвержденном указом Президента РФ от 14.12.93 г. закреплены следующие виды воинских частей:
- непосредственной воинские части;
- корабли;
- штабы;
- управления;
- учреждения;
- предприятия;
- организации;
- военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.[1] И в этом своем качестве они не могут не иметь дополнительных правомочий и юридических обязанностей.
Рассмотрим теперь особенности правового положения высшего учебного заведения Пограничной службы Российской Федерации как учреждения силового, правоохранительного ведомства.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации в полной мере учитывает требования Российского законодательства в сфере образования о типах и характере учредителей образовательных учреждений. Согласно данному Типовому положению, высшим учебным заведением Федеральной пограничной службы Российской Федерации является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией военные образовательные программы высшего профессионального образования, отмечается далее, создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Пограничной службы Российской Федерации. После издания акта о создании высшего военно-учебного заведения функции его учредителя выполняет Пограничная служба России.
Непосредственное руководство высшим образованием в системе Пограничной службы Российской Федерации осуществляет Главное управление вузов ФПС России. В этом, в частности, четко и в полном объеме проявляются принципиальные и наиболее существенные положения законодательства, устанавливающие что учредителем образовательных учреждений Федеральной пограничной службы Российской Федерации может быть только Правительство Российской Федерации. В Уставах высших учебных заведений данные положения получают свою конкретизацию применительно к характеру и истории вуза.
Так, например, в Уставе Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, определено – МВИ ФПС РФ – государственной высшее военно-учебное заведение, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы военно-профессиональной подготовки, ведущее научные исследования и осуществляющее переподготовку и повышение квалификации офицерских кадров тактического уровня.
Институт является юридическим лицом, имеет Боевое Знамя, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, свое условное и полное название, штамп, самостоятельный баланс, делопроизводство и обладает обособленной частью государственной собственности.
Институт в своей деятельности руководствуется Конституцией России, законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем послевузовском профессиональном образовании», общевоинскими уставами, иными законодательными и нормативно-правовыми актами (приказами и директивами Пограничной службы России), Уставом вуза.
Образовательную деятельность Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации осуществляет на основании лицензии № 16Г – 1009 от 30 ноября 1995 года, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Номенклатура направлений (специальностей), уровней подготовки, переподготовки, программ дополнительного образования и контрольные нормативы условий осуществления образовательного процесса институтом осуществляются в соответствии с Приложением к лицензии. Институт считается имеющим государственную аккредитацию согласно постановлению Госкомвуза России от 30 ноября 1994 года № 6.
Как видно из текста анализируемого Устава, высшее учебное заведение ФПС России в своей деятельности руководствуются, кроме нормативных актов федерального уровня и чисто ведомственными нормативными актами.
Это предопределяется, прежде всего, тем, что рассматриваемое высшее учебное заведение является важным структурным элементом в системе Пограничной службы России и, следовательно, а наличии определенных фактических обстоятельств, и в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Данная особенность закрепляется в положении о структурных подразделениях вуза, в котором говорится о том, что постоянный и переменный состав Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации может привлекаться в установленном законом порядке для решения задач не связанных с учебной деятельностью (охрана государственной границы Российской Федерации, охрана общественного порядка, ликвидация последствий чрезвычайных происшествий и другие задачи).
Как видно, вуз Пограничной службы России именуется учреждением, но не органом. С такой формулировкой трудно не согласиться, ибо вуз не наделяется полномочиями и функциями «практического» органа пограничной службы. Вместе с тем, употребление термина «учреждение» применительно к вузу Пограничной службы требует своей конкретизации и носит в определенной мере условный характер.
Дело в том, что в случаях привлечения учебного заведения Федеральной пограничной службы к охране государственной границы, общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и другим мероприятиям, его постоянный и переменный состав выполняют поставленные задачи методами и приемами, которые свойственны органам и войскам пограничной службы, но только на период выполнения названных выше задач, учреждением, учебным заведением.
С точки зрения системного подхода высшее военно-учебное заведение представляет собой элемент определенной системы, а именно силового (военного) ведомства. Для данной системы, равно как и идея других систем, необходимо наличие не менее двух элементов, взаимосвязь этих элементов, наличие признаков присущих только данной системе и отличающих ее от других. В социальных системах, к которым относится и правоохранительные (военные) ведомства своеобразие названных признаков предполагает последовательное применение положений науки управления. В ней, как известно, находит свое воплощение принцип иерархии систем (принцип субординации). «Сочетание принципа иерархичности управления с принципом обратной связи, придает системам управления свойство устойчивости, состоящее в том, что система автоматически находит оптимальные состояния при довольно широком круге изменений внешней обстановки».[2]
Иерархичность предполагает точное определение компетенций и функций управленческих звеньев. Без этого организованная система не сможет действовать четко и целенаправленно.
Социальная система может быть представлена как объединение групп людей, которые расположены в определенном порядке, соподчинении.
Специфической управляемой социальной системой, осуществляющей охрану границ России, охрану прав и свобод граждан являются органы и войска Пограничной службы Российской Федерации.
Понятие «органы и войска Пограничной службы России», объединяет любое системное образование, имеющееся в рамках единой системы Пограничной службы. Отсюда можно предположить, что в случае привлечения высших учебных заведений к охране границ, общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и другим подобным мероприятиям, они берут на себя выполнение функций органов и войск Пограничной службы России.
Нынешнее состояние законности и уровень правопорядка в стране является крайне неудовлетворительным. Основная причина происходящего кроется в несогласованной работе органов исполнительной власти – «нет порядка в стране потому, что нет порядка во власти».
Для преодоления подобных кризисных явлений, поразивших властные (в том числе правоохранительные структуры) Президентом России были определены основные направления реформирования исполнительной власти. Среди них:
- радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо сохраняющегося директивного управления;
- повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений, принятие упреждающих мер. Это позволит предотвращать негативные явления и процессы, либо смягчать их последствия;
- установление эффективной обратной связи с институтами гражданского общества, создание благоприятных условий для контроля общества за деятельностью государственного аппарата.
Вызывают опасения серьезные недостатки ведомственного нормотворчества, в стране, «к сожалению, еще сильна инерция прошлого - издание излишних нормативных ведомственных актов. Эта инерция подпитывается тем, что большинство государственных служащих по-прежнему руководствуются не законами, а инструкциями. Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов Президента, либо противоречат им, извращают их суть».
Сложившаяся в современном мире «не здоровая» ситуация, активизация международного терроризма, нестабильность и напряженность на границах Российской Федерации, имеют самое прямое, непосредственное отношение к высшим учебным заведениям Федеральной пограничной службы России. Время предъявляет необычайно высокие требования ко всей их многогранной жизнедеятельности. Профессорско-преподавательский состав призван активизировать свою научно-исследовательскую деятельность по разработке актуальных проблем отечественной государственности, путей укрепления в стране законности и правопорядка, повышения эффективности форм и методов деятельности органов Пограничной службы России и пограничных войск, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Страницы: 1, 2