Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде

Программный пакет Clarion Professional (фирма Clarion software) ори­ентирован как на профессиональных, так и на эпизодических пользова­телей. Он имеет средства для разработки автономных модулей.

Появление большого числа СУБД с различными структурами файлов и языками программирования привело к необходимости определенной  стандартизации. Поскольку конечной целью пользователя является вы­борка информации из БД и ее последующий обработка, то усилия по стандартизации сконцентрировались в первую очередь на разработке уни­версального языка запросов. Такими языками для реляционных БД стали SQL или SEQUEL (Structured English Query Language) и QBE (Query by Example). Благодаря популярности и тщательной отработке SQL приоб­рел статус стандарта де-факто. Его описание можно найти в любом серь­езном учебном пособии или инструктивном материале. Комитет по раз­работке стандартов в области баз данных Американского национального института стандартов (ANSI) принял SQL в качестве отправной точки по созданию стандарта реляционного языка.

Большой популярностью среди пользователей-непрофессионалов в области программирования пользуются интегрированные пакеты про­грамм, объединяющие возможности СУБД и электронных таблиц. В ка­честве примера таких пакетов можно упомянуть Open Access и FRAME­WORK. Современная СУБД должна иметь в своем составе, с одной сто­роны, мощные диалоговые инструменты (например генератор отчетов, экранная форма и т. п.), а с другой — хорошие средства проектирования программ. К результатам опросов и оценок относительно эффективности различных СУБД следует относиться осторожно, так как никто лучше самого пользователя не представляет специфику задач, которые необхо­димо решить на конкретном рабочем месте, в конкретной компании.

2. Организация АРМ бухгалтера


Эффективное использование возрастающего объема экономической информации при наименьших затратах на ее получение возможно только на базе внедрения высокопроизводительной вычислительной техники. При этом важно автоматизировать учет таким образом, чтобы все опера­ции по выписке, обработке и передаче первичных документов осуществ­лять автоматически. В нашей стране функционирует государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), которая объединяет автоматизи­рованную систему управления (АСУ) различных уровней и базируется на использовании единой автоматизированной системы связи.

Вычислительные центры выступают базой для создания автоматизи­рованных систем управления предприятием (АСУП) и отраслью. АСУ предполагает использование средств сбора и составления первичной ин­формации, передачи, накопления, переработки информации, а также средств связи для выдачи командной информации на объект управления.

В настоящее время значительно повысилась эффективность автомати­зации бухгалтерского учета; в частности, появилась возможность приме­нения данных бухгалтерского учета для многоцелевого использования, в том числе и для принятия управленческих решений. Происходит объеди­нение бухгалтерского учета с другими видами учета и подсистемами Управления, а также его интеграция с отдельными функциями разных подсистем, основанная на многократном использовании однократно вве­денных первичных документов.

В условиях рыночной экономики, когда появилось много малых пред­приятий и фирм, крупные вычислительные центры потеряли свое гла­венствующее положение. При автоматизации управленческих функций произошла переориентация на использование микропроцессорной тех­ники. В настоящее время рынок технических средств предполагает ши­рокий выбор персональных компьютеров различной конфигурации на базе микропроцессоров (Intel Pentium, AMD), которые обладают высо­ким быстродействием, большой емкостью постоянной, оперативной и внешней памяти (магнитные и оптические доски CD-ROM), а также различных видов мониторов, печатающих устройств, в том числе наибо­лее совершенных — лазерных и струйных принтеров, сканеров и т. д.

Персональные компьютеры обеспечивают формирование первичных до­кументов и учетных регистров, что дает возможность организовать автомати­зированное рабочее место (АРМ) с использованием диалогового режима. АРМ организуется на базе персонального компьютера (ПК), который может использоваться либо автономно, либо во взаимосвязи с другими ЭВМ:

-   в первом случае организуется АРМ с замкнутым циклом обработки данных;

-    во втором — информационный обмен обеспечивается между отдель­ными АРМ на уровне документа, машинного носителя или автомати­ческий информационный обмен на уровне создания локальной вычис­лительной сети.

При проектировании и создании АРМ бухгалтера можно выделить два основных вида обеспечения: техническое и программное. Стадия техни­ческого обеспечения — приобретение персонального компьютера и соз­дание условий для его рационального и эффективного применения (ком­плектация необходимой периферией). Программное обеспечение — это тот инструментарий, с помощью которого бухгалтер на своем рабочем месте, оснащенном ПК, может вести весь процесс обработки данных, начиная с ввода в машину информации и заканчивая получением реги­стров бухгалтерского учета.

С вводом в эксплуатацию АРМ бухгалтера на базе ПК происходит распределение функций и операций между бухгалтером и персональным компьютером. Бухгалтер выполняет операции:

-   по сбору первичных документов;

-   контролю их достоверности;

-   подготовке для машинной обработки;

-         вводу данных в ПК и записи их на носители (диски, дискеты);

-         управлению их обработки на машине;

-   получению регистров выходной информации;

-   контролю, анализу и регулированию расчетов.

Все вычислительные и группировочные операции, выборку, форми­рование и хранение информационных массивов, а также печать выход­ных ведомостей выполняет ПК.

Кроме того, использование в качестве технического средства АРМ бухгалтера современных персональных ЭВМ дает возможность одновременно с децентрализованной обработкой учетных данных обеспечить интегра­цию информационной базы, сократить время обработки; ликвидировать разрыв во времени между хозяйственным процессом, получением пер­вичной информации, ее обработкой и выдачей итоговой информации,

Локальные сети обеспечивают доступ к более мощным ЭВМ и общим базам данных, а также распределение баз данных по сети. Локальные сети могут иметь различную типологию построения, объединять одно­типные и разнотипные ЭВМ:

—    наиболее часто используется так называемая звездообразная организа­ция локальной сети, когда одна микро-ЭВМ выполняет роль управляющей и к ней подключаются подчиненные АРМы на базе микро-ЭВМ. Таким образом можно организовать многоуровневую систему обработки данных на базе использования различных типов ЭВМ и операционных систем;

-    при организации АРМ бухгалтера используются также сети с кольцевым подключением микро-ЭВМ или через общую шину. Если микро-ЭВМ кольцевой сети выполняет управляющие функции, то она может обеспечить информационно-вычислительное обслуживание опреде­ленного участка учета.

Объединение микро-ЭВМ в локальную вычислительную сеть в преде­лах одного предприятия дает возможность использовать их в качестве средства построения взаимосвязанных АРМ, обеспечивающих полную автоматизацию бухгалтерского учета. АРМ бухгалтера организуется по функ­циональному признаку и охватывает участки учета основных средств, мате­риальных ценностей, труда и заработной платы, финансово-расчетных операций; затраты на производство готовой продукции, а также сводный учет и отчетность (рис. 1).

Рис. 1. Структура бухгалтерии на базе АРМ (автоматизированных рабочих мест)


3. Выбор информационных технологий и программ


Компьютер как физический объект (hardware) не решает все пробле­мы. Необходимо иметь также программы (software), которые помогут обеспечить эффективное функционирование предприятия во всех аспектах — в производстве (производительность), менеджменте, бухгалтерском учете, финансах, делопроизводстве и т. д. Для достижения гарантированного успе­ха при автоматизации бухгалтерского дела необходимо наличие следую­щих семи факторов:

1)  система, которую выбирают, должна удовлетворять следующим тре­бованиям:

•    быть адаптируемой, то есть ее можно приспособить для существующего бизнеса и модифицировать, если время от времени меняются внутренние и внешние условия его функционирования;

•    быть хорошо документированной и легкой в использовании;

•    иметь поддержку и сопровождение со стороны местного представи­тельства производителя программ, которое в состоянии профессио­нально и в срок отвечать на все вопросы пользователя;

2)  перед переходом на автоматизированную систему необходимо иметь хо­рошо отлаженную систему бухгалтерского учета с ручной обработкой;

3)  один из сотрудников фирмы должен нести полную ответственность за проект;

4)  весь персонал, так или иначе связанный с проектом (включая даже тех, кто будет вводить данные), должен участвовать как в планирова­нии, так и во внедрении системы;

5) директор фирмы обязан знать весь проект в деталях;

6)  менеджер по внедрению должен определять приоритет задач и быть готовым к их поэтапному выполнению;

7) фирма должна спланировать бюджет для закупки необходимых ком­пьютерных и программных средств в соответствии с уровнем ожидае­мых результатов.

Рынок программных продуктов по автоматизации бухгалтерского уче­та непрерывно меняется, причем это касается структуры как предложе­ния, так и спроса. Такие перемены обусловлены ростом уровня компью­терной подготовки специалистов-бухгалтеров, потребностями развиваю­щихся малых предприятий, а также появлением более совершенного тех­нического обеспечения по доступным ценам. Зачастую пользователю предлагаются десятки и сотни программных продуктов одного назначе­ния, значительно отличающихся друг от друга по качеству и по цене. При этом как цена, так и количество продаж зачастую мало зависят от реального качества программного продукта. Это создает серьезную про­блему для потенциальных пользователей. Перед ними стоит задача сори­ентироваться в многообразии программных продуктов и сделать пра­вильный выбор.

Если бы разработчики программ заранее, еще до начала проектирова­ния, имели возможность получить достоверные данные о потребитель­ских свойствах существующих программных продуктов, то вряд ли воз­никла необходимость наводнять рынок слишком большим числом про­грамм одного назначения, несопоставимых по качеству.

При этом если бы покупатель мог сам оценить качество программно­го продукта, сравнить экономическую эффективность предлагаемых про­граммных средств, провести оценку достоверности информации, содер­жащейся в рекламных сведениях, то наверняка было бы меньше разоча­рования после покупки программных продуктов данного направления.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать