Возможность получать прибыль призвана стимулировать производителя и позволить ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.
Относительная величина прибыли, рассматриваемая обычно в виде отношения прибыли к себестоимости продукции (издержкам) или к цене известна под названием рентабельности.
1.1.2 Издержки и себестоимость продукции.
Затраты, издержки и себестоимость во многом определяют достижение коммерческих целей предприятия, и следовательно, являются одними из важнейших экономических категорий. Причём издержки не тождественны затратам как в отечественной, так и зарубежной практике. Затраты рассматриваются как оцененные в денежном выражении потреблённые факторы производства, а издержки включают полный объём затрат труда и равны стоимости продукта.
По воспроизведённому признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
· затраты на производство и реализацию продукции, образующие её себестоимость;
· затраты на расширение и обновление производства (капитальные вложения в основные фонды, затраты на формирование дополнительной рабочей силы);
· затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия.
В свою очередь, издержки производства-это суммарные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определённый период, причём как на законченный продукт, так и на незавершённое производство. Издержки бывают экономические и бухгалтерские. К последним относятся денежные затраты предприятия на приобретение сырья, материалов, на оплату рабочей силы-т.е. явные издержки. А экономические издержки включают и так называемые неявные издержки: те затраты, которые были произведены, но не были оплачены (например, использование собственной квартиры в качестве производственной площади. Доходы, полученные при сдаче её в аренду, и дают информацию о вменённых издержках).
Далее издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объёмов производства, исчисляются равными долями за равный промежуток времени и являются относительно постоянными. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, при изменении объёмов производства изменяются в сторону уменьшения или увеличения. К ним можно отнести арендную плату, амортизационные отчисления и др.
Переменные издержки зависят от объёмов производства и меняются прямо пропорционально изменению объёма производства. Переменные издержки, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и основных материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и т.п.
Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые или общие издержки. Средние издержки-затраты, приходящиеся на единицу продукции. Под предельными издержками понимается сумма увеличения расходов, связанная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объёмом выпуска.
Себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям:
· экономическое содержание (элементы затрат);
· экономическое назначение (статьи калькуляции себестоимости);
· отношение к технологическому процессу (основные и накладные);
· способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);
· отношение к объему производства (переменные и постоянные);
· периодичность возникновения (текущие и единовременные);
· состав (одноэлементные и комплексные);
· роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные);
· целесообразность расходования (производительные и непроизводительные);
· возможность охвата планом (планируемые и непланируемые);
· отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное производство, затраты на готовый продукт).
Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее распространенным в практике ценообразования российских предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой применяется система учета затрат "директ-костинг" (direct costing). Эта система предполагает разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства. При этом для оценки запасов и реализованной продукции используются только основные расходы и переменные накладные расходы. Остальные затраты относятся прямо на прибыли и убытки. Сущность системы "директ-костинг" заключается в подразделении затрат и оценке запасов.
Различают два вида калькуляции себестоимости для целей ценообразования:
1) прогрессивная; на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая затраты; недостатком метода является недоучет влияния рынка;
2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно ориентированное ценообразование в чистом виде не создает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными особенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоудаления с рынка.
Также различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция предполагает планируемые затраты на изготовление продукции. Нормативная калькуляция отражает затраты, вычисленные на базе установленных норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметная калькуляция разрабатывается на новую продукцию, впервые разрабатываемую предприятием. Фактическая калькуляция-отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
1.2. Цена - основной элемент рыночной экономики.
1.2.1 Цена и её функции.
Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги - главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.
Термин "стоимость" впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредактированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина "стоимость" была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотрения, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер". На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли "справедливой ценой" (justum pretium - лат.), "внутренней" (intrinsic - англ.) или "естественной" (naturale - лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о "застывшем" или "овеществленном в товаре труде" как субстанции.
В процессе исследования цены как категории появилось немало идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены посредством ее "отклонения" от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капитала, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обусловило кризис теории ценности.
Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории ценности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены - результат взаимодействия спроса и предложения. По словам С. Франка, "На самые цены... кроме спроса и предложения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и предложения, и действия их учитываются в действии последних".
А. Смит использовал понятие ценности в двояком значении: ценность в потреблении (value in use) и ценность в обмене (value in exchange). Однако использование одного и того же термина "ценность" в столь различных значениях привело к путанице и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Понятие "ценность в потреблении" было вытеснено термином "полезность", а понятие "ценность в обмене" стало рассматриваться как синоним цены.
Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем труде "Капитал" дал следующее определение цены: "Цена - денежное выражение стоимости". По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономические явления. Однако отечественная наука советского периода, признавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу.
Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательному результату, названному "затратным синдромом". Категория стоимости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены реального товара, на что неоднократно указывалось в работах основоположников трудовой теории стоимости.
В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, товар - это выражение труда, с другой - полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две - одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.