Многие сюжеты бытового жанра были направлены против мотовства, расточительности и бесхозяйственности; против продажной любви, когда обворовывают доверчивых простаков или когда старики, забыв о приличии, стремятся с помощью денег вернуть себе утехи молодости.
Портретный жанр, особенно его характерная доля Голландии разновидность – групповой портрет, не только отражал рост национального самосознания и корпоративную общность интересов, но и способствовал развитию чувства коллективизма, указывал на общественные функции человека в жизни нации.
Пейзажный жанр, так же как и анималистический принимал участие в воспитании любви к родине. Прославленные голландские коровы, пасущиеся на тучных заливных лугах, были предметом гордости и показателем благосостояния страны.
Отличительными внешними признаками голландской картины являются ее небольшие размеры и продиктованная этим мелкофигурность, чрезвычайная детализация и тщательность письма. Небольшой, кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением : они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах Европы.
Зато круг потребителей изобразительного искусства в Голландии был гораздо шире, чем где-либо: картины покупали доже зажиточные крестьяне. К удивлению иностранцев, голландцы ценили картины больше, чем драгоценные камни и украшения. Картины стали предметом широкой торговли на рынках и ярмарках. Они получили значение как предмет капиталовложения, как средство платежа.
Голландская живопись ХУ11 века в значительной мере является антиподом искусства западноевропейского барокко, с его внешней динамикой, пафосом и бурной экспрессией, с его подвижными, плавными, круглящимися линиями и пластическими формами. Сложной композиции противостоят в Голландии сдержанность, композиционная простота и некоторая угловатость форм, яркой красочности – скромный колорит со смягченным локальным цветом и приглушенной палитрой.
Композиционное решение голландской картины отличается внешней статичностью и внутренней динамикой. Это не означает того, что в произведениях отсутствует всякое внешнее движение. Напротив, голландцы умели наблюдать малейшие жесты и миму. Но движение, пронизывающее всю композицию и объединяющее ее в единое целое, отсутствовало в голландской живописи. Таким объединяющим фактором в картине явилась светотень, в том варианте, который нашел наиболее глубокое и полное решение в творчестве Рембрандта.
К ряду качеств голландской живописи следует отнести строго очерченные рамки вполне определенного жанра. Именно в голландской живописи ХУ11 века окончательно складываются во всем своеобразии те жанры живописи, на которые принято делить ее и в настоящее время.
Голландских художников всегда отличало высокое знание своего ремесла и особого рода артистичность живописной техники. Эта артистичность лишена броской виртуозности мазка.
Манера письма голландцев отличается спокойной деловитостью, уверенностью, точностью и энергичностью мазка и свидетельствует о большой добросовестности и любви к самому ремеслу. Именно названные качества ценились в живописи ХУ11 века голландской публикой, хвалившей художников прежде всего за прилежание и терпение. Среди голландских картин поэтому нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно, или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта.
В создании национального натюрморта приняли участие многие местные центры художественной культуры Голландии. Характер их вклада определился конкретными условиями культурно-исторического прядка.
Если Уртрехту, сохранившему доже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал "ученый" натюрморт, а более демократический Роттердам – "кухонный" натюрморт; наконец, самый перспективный вид голландского натюрморта – жанр "завтраков" возник в Харлеме.
Общность исторических судеб Голландии и Фландрии и единое в прошлом искусство, из которого та и другая школа черпала художественный опыт, породили много общих черт в их живописи. Несомненную общность, особенно на первых порах, выказывает и жанр натюрморта, прежде всего та его область, родоначальником которой в Голландии был фламандский живописец цветов Амброзиус Босхарт Старший, (ок.1570 – 1621), а продолжателем – его ученик Балтазар ван дер Аст (1593 – 1656), работавший в Утрехте и Делфте.
"Натюрморт с фруктами" Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Кажется, будто художник, еще не уверенный в успехе нового жанра, пытается убедить зрителя в его достоинствах путем занимательного выбора и обилия изображенных предметов. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет!), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Ссора двух попугаев, опрокидывающих корзинку с фруктами, которые падают и катятся, создала беспорядок, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – "Тарелка с плодами и раковины"[1] (1630) и "Раковины".
Б. ван дер Аст, с его поисками внешней занимательности натюрморта, шел по ложному пути, отвергнутому его последователями, но беспредельная любовь художника к малым формам и мельчайшим деталям предметного мира стала национальной чертой голландского натюрморта. Подобных бабочек, мух стрекоз, у которых тщательно выписаны все перепонки на крыльях, мы встретим позже у многих голландских натюрмортистов, вплоть до середины ХУ111 века.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". Обилие яств и посуды в ранних работах харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных стодол, изображавшихся на групповых корпоративных портретах. От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски на одну персону, от праздничной торжественности и порядка еще не нарушенного следами пиршества, - к интимности и "живописному" беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком.
Создателями более демократического варианта "завтраков" были харлемские живописцы В. К. Хеда и П. Клас. "Действующими лицами" их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.
Питер Клас (1597 – 1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. "Трубки и жаровня" (1636) – лучший тому пример.
Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой тлеет торф, две глиняные трубки из Гауды, известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее? Художник так располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина, и розовый - грелки, и красно-коричневый – стакана с пивом.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету "Завтрак с ветчиной" (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых "монохромных завтраков".
Виллем Клас Хеда (1594 – 1680\82), автор "Завтрака с омаром" (1648), - второй ведущий мастер жанра "монохромных завтраков". Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым "воздушным" фоном и белой или оливково-зеленой скатертью.
Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущей случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Этим же целям служит льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы.
Вокруг П. Класа и В.К.Хеды образовалась большая группа последователей, работавшая в традициях жанра "монохромных завтраков". Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.1606 – 1652) и Паулюс ван ден Бос (1614 – 1664).
На пути к дальнейшей демократизации жанра натюрморта важную роль играла "роттердамско-тенирсовская группа" живописцев, создавшая тип "кухонного натюрморта", который имел распространение как во Фландрии, в кругу Д.Тенирса Младшенго, так и в Голландии, где в развитии этого жанра участвовали главным образом роттердамские мастера – братья Корнелис и Херман Сафтлевены, С.М. Сорг, Э. ван дер Пул, а также харлемец Ф. ван Схотен и мастер из Мидделбурга Ф.Рейкхалс.
Флорис ван Схотен (ок.1599 – после 1655), которого можно считать родоначальником жанра, воскрешает в своей большой картине "Домашняя утварь" традиции нидерландских мастеров середины ХУ1 века – П. Артсена и И. Бекелара. Он изобразил все эти горшки, кувшины, чашки, плошки, сковороды, котлы и бочки не в интерьере, а под открытым небом, на крестьянском дворе, куда их выносит во время уборки молодая хозяйка под наблюдением хозяина. Но это не жанровая сцена: присутствие человека здесь всего лишь одухотворяет предметный мир.