Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси

Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси

План


1. Введение

Как зарождались культуры Месопотамии и Руси

2. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

1.2. Политеизм месопотамских верований

2.2. Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси

3. Образование и наука

3.1. Развитие образования в Месопотамии

3.2. Достижения науки месопотамцев

3.3. Особенности образования на Руси

4. Литература

4.1. Появление и развитие литературы в Месопотамии

4.2. Древнекиевская литература.

4.3. Летописи – особый жанр древнекиевской литературы

5. Архитектура

5.1. Архитектура и строительство в шумерском городе.

5.2. Зодчество и храмовое строительство Руси.

6. Искусство

6.1. Искусство Ассирии

6.2. Особенности искусства Киевской Руси

8. Заключение

9. Литература.

1. Введение

 

Как зарождались культуры Месопотамии и Руси


Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Развитие любой культуры происходит по определенной системе и в системе развития той или иной культуры можно увидеть как схожие черты, так, и различия, что обусловлено многими факторами: географическим положением историческими условиями, климатом и другими составляющими.

Сравнивая культуры Киевской Руси и Месопотамии, сталкиваемся, прежде всего, с проблемой большой разницы во временных рамках развития. Культура Месопотамии развивалась на заре человеческой цивилизации, в условиях постоянного поиска решения проблем, обусловленных малым запасом знаний, а Киевская Русь уже пользовалась некоторыми знаниями, добытыми в Месопотамии.

Исторические условия зарождения этих двух культур тоже сильно отличаются.

Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата. На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства — Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада — древнейшего семитского города в Месопотамии — стал Саргон Древний (по-аккадски — Шуррукен, что означает «Истинен царь»). При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона.

Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия. С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II — начале I тыс.до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока. Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

Таким образом, культура Месопотамии состоит из культур нескольких народов и государств, сменявших друг друга на определенном географическом участке.

На развитие русской культуры влияло то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-восточной Руси и .т.д.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Подытоживая, можно обозначить такие основные различия: формирование двух культур происходило на территориях с абсолютно разными климатическими и географическими условиями, также со значительной разницей по площади, занимаемой данными государствами и разными историческими процессами – в Месопотамии сначала происходил захват территорий для государства, а Русь уже имела более-менее четкие границы своей страны и уже начинался процесс формирования государственности.

2. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

 

1.2. Политеизм месопотамских верований


Сравнивая религиозные системы Месопотамии и Руси можно выделить на раннем развитии Киевской Руси общие черты с религией Месопотамии, а именно, политеизм.

Если в Киевской Руси политеизм был вытеснен почти полностью христианством, то в силу отсутствия на период исторического развития Месопотамии мировых религий, характерной чертой религии Древней Месопотамии оставался  политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

Для Шумера типичным является культ местных богов, и, прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ани Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

Религиозные тексты фиксировались на глиняных табличках, которые читались на Новый год. Также, жители Месопотамии молились своим богам об избавлении от несчастий и благах.

Очень почитались изображения богов, как в раннем язычии русичей, так и у вавилонян. На Руси изображения выполнялись из дерева или камня и располагались на священных капищах «храмах под открытым небом», в Месопотамии изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Вовремя ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались»,чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал«омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость.

Тем не менее, сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

 

2.2. Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси


Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать