Основу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент в разновидностях церковного песнопения постепенно изживается с помощью контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения раннего христианства сменяются канонизированным григорианских хоралом.
Воплощением вершины развития средневековой художественной культуры стала готика (термин возник в эпоху Возрождения, когда утвердился взгляд на средние века как “темные”, ”варварские”). В формировании готического стиля значимую роль сыграли городское строительство и городская культура. Появляются городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не только религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру называют “музыкой в камне”, т.к. соборы украшались скульптурой (она отделяется от стены), ее образы несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в движениях, вытянуты и столпообразны, приобретают округлость и выражают экспрессию образов. Наряду с пластическими искусствами развивались театр (средневековые мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особое место в литературе занимала поэзия вагантов – (лат. ”бродячие”) ее расцвет совпал с развитием школ и средневековых университетов, ее авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма официальной клерикальной культуры.
В XI-XII вв. формируются и другие элементы (наряду с литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим кодексом (широко отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).
В период классического средневековья центрами образования и науки стали университеты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, появляются переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.
Позднее средневековье в Западной Европе характеризуется как противоречивый социокультурный процесс: наряду с эпидемиями, голодом, тенденциями сепаратизма развиваются городская культура, торговля, формируются условия для подъема духовной культуры (особенно на Севере Италии).
Культура западноевропейского средневековья активно взаимодействовала с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, государств и языков. В средние века возникли предпосылки и элементы современной цивилизации и культуры.
Культура Византии и Древней Руси.
Культура Восточной Римской империи, получившей уже после ее распада название Византия, характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Как и в западноевропейском средневековье ее основу составляло христианство в форме греко-православия. Особенности византийской культуры: 1) синтез эллинизированного христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) постоянные столкновения и борьба за политическую власть между этническими группами и социальными слоями. Поскольку территория Византии неоднократно изменялась, среди её многонационально населения существовало соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии чрезвычайно обостряло борьбу за императорскую власть, что в свою очередь вело к взаимопроникновению элементов культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез государства и церкви в Византии предполагал подчиненность духовных властей светским, что обусловило особенности развития культуры.
Византизм как тип культуры оформлялся под воздействием античности, сохраняя и развивая её традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и основные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань между позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тематика, жанры и формы художественного творчества.
В истории Византийской культуры принято выделять ряд этапов. Ранний византизм охватывает период с V по VII века, когда складываются традиции имперской жизни, осуществляется переход от античности к средневековью, при сохранении античной научной мысли развивается христианское богословие и художественный идеал. В Восточной Римской империи господствовала частная, индивидуальная собственность. Власть императора была основана на суверенных правах государства, где сохранились римские традиции гражданства, права, государства (примером чего служит процедура выборов императора). В мировосприятии господствует оптимизм, идея богоизбранности византийцев, что привело к появлению тезиса, что Константинополь – град божий.
В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” - единства императорской, светской и духовной, церковной властей. Между дворцом и храмом, императорским портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и там и там доминирует определённая официальность и директивность, торжественная монументальность. В философии того времени наряду с развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).
Как определённый специфический протест против образа жизни общества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие впоследствии значительное воздействие на духовное мировидение греко-православия.
Важным достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в себя начальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень строилась первоначально на изучении мифологии греко-римского мира, то позднее она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под руководством грамотеев-учителей (или риторов). В IV-VI- веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а затем и в Константинополе.
Второй этап развития византийской культуры длился с середины 7-го века до середины 9-го, когда наметился спад в области культуры, связанный с общим экономическим кризисом, потерей восточных провинций и крупных центров, сокращение населения городов. Византия становится аграрной страной, на смену колонату приходит специфический фемный строй (фемы – военно-административные округа, возглавляемые полководцами-стратигами). Сохраняется централизованно-политическая власть, самым крупным центром остаётся Константинополь (его население насчитывает в это время 200-250 тыс. человек).
Основные события духовной культуры того времени связано с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью пользовалась теория “синергизма” (создатель – Матвей Исповедник), в основе которой лежала идея, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.
В 762 году император Лев III обнародовал эдикт, объявляющий почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эпоха иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.
В разгар иконоборчества возникает павликианство – движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению которого мир разделён на 2 враждебных царства – духовное, исходящее от Бога, и материальное – царство зла, исходящее от сатаны. Отвергало культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских общин, активно проповедовало аскетизм.
Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице своих лучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от государства, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. в Нике VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал возможным использование и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815 годах, но затем было окончательно осуждено).
В середине 9–го века Византия становится одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Вплоть до конца 12 века длится своеобразный “ренессанс” византизма, в основе которого лежало возрождение античных традиций. В XI веке были открыты высшие юридические и философские школы, где готовили государственных и духовных сановников. В них преподавали виднейшие мыслители византийского средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С 12 века высшая школа попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. С 1204 года система просвещения перемещена в монастыри.
Развитие сельского хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению городов. К 12 в. Константинополь – центр бюрократии сложилась иерархия чинов и должностей.
В конце IX века на основе традиции пустынножительства возникает знаменитый Афонский комплекс монастырей, ставший международным центром православного монашества. Расширяется миссионерская деятельность византийской церкви, её крупнейшим центром стала Фессалоника, из которой происходили основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их знаменитая моравская миссия, после которой появились христианские службы на славянских языках.
В период “македонского возрождения” происходит подъём раннесредневековой культуры – это новое обращение к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы семейного права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная идея соотношения духовного и телесного, идея гармонии (красота телесная есть отражение, проявление красоты духовной, подтверждение совершенства духовного начала). Возрождается иконопись, храмовое искусство в целом, в убранстве храмов воплощена теология примирения. В архитектуре широкое распространение получает первоначально базилика, затем византийский крестово-купольный тип. Вырабатывается единый монастырский комплекс, включавший иконографическую программу внутреннего оформления храма, в основе которой лежало единство монументальности и живописного оформления, освещения, литургии и её вокально-хорового сопровождения. Помимо архитектурных памятников мастера Византии оставили непревзойдённые по красоте мозаики, иконы и книжную миниатюру.