Осуществление исследования требует обращения к предшествовавшему историографическому опыту и определения состояния изученности рассматриваемых проблем на прежних этапах. Изучение проблем развития сферы физической культуры в целом, и футбола в частности, как отдельной ее составляющей, их роли в социальной жизни общества отмечено своими особенностями и прошло несколько стадий.
Значение физического развития человека как одной из разновидностей совершенствования индивида было заявлено еще в трудах мыслителей древности. В частности, Гиппократ обращал особое внимание на необходимость занятий бегом или борьбой, мотивируя эту деятельность целью подготовки крепкого телом бойца [8].
Древнекитайские источники свидетельствовали о том, что составной частью военной подготовки в армии была игра, похожая на современный футбол. Называлась она «дзю-ню». В источниках указывается, что игра применялась с целью воспитания воли и решительности, а победу в ней присуждал лично император [9].
Футбол на протяжении нескольких столетий не раз запрещался в Европе, что не отразилось на его популярности. О.Л. Барсук и А.И. Кудрейко полагают, что первым футбольным пособием можно считать книгу, вышедшую в 1352г. во Франции, которая называлась «Основы искусства игры в мяч». Ее автор – настоятель монастыря, аббат Вюксер, пытаясь идти в ногу со временем, завел в своем монастыре, как он сам писал, обязательные упражнения в этой игре[10].
В XIX веке футбол получил широкое распространение в Англии. В связи с чем, в 1863г. член ассоциации футбола Д. Фринг издал брошюру, «Описание игры в футбол», в которой были изложены главные единые правила [11]. Истории профессионального университетского футбола посвятил свою книгу Робин Лестер, который определил этапы его развития, и дал биографии знаменитых футболистов Чикагского университета [12].
Особое внимание истории спорта - одному из новых исторических направлений, которым ранее не занималась профессиональная историография, по мнению американского историка Стивена Рисса, из-за интеллектуального снобизма, стали уделять с конца XX века. Рисс убежден в том, что спорт представляет хорошую модель для исследования сложных исторических проблем, позволяя в новом ракурсе осветить рост промышленного капитализма и процессы урбанизации, повышение культурного уровня, а также такие явления, как расизм, и половая дискриминация. Рисс отмечал, что истории футбола в рамках профессиональной историографии пока уделялось мало внимания [13].
В Великобритании историк Питер Бек исследовал историю национального футбола в контексте европейской и мировой истории 1900 – 1939 гг., показав, что внимание к историческим проблемам одного из видов спорта позволяет раскрыть целый ряд социальных проблем, в том числе высветить новые грани в истории международных отношений [14].
Исторические сведения о физической культуре и спорте в России стали появляться в конце XIX – начале XX вв. В основном эти вопросы затрагивались в работах врачей, военных деятелей, теоретиков и практиков физического воспитания. Обострившаяся внутриполитическая обстановка в начале XX в. заставила царское правительство обратить внимание на процессы физической подготовки в армии. С этого времени появляется большое количество работ по истории физической культуры в связи с военным делом. Так, подчеркивая особое место гимнастики в армейской подготовке, Ф.В.Игнатьев, доказывал ее значимость, обращаясь к опыту европейских стран [15].
Важное место в ряду трудов отечественных авторов, впервые затрагивающих вопросы истории физической культуры в России, занимают работы Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева [16]. Именно Е.М. Дементьев еще в 1891 году впервые в России описал правила игры в футбол и охарактеризовал эту игру «как великолепное средство развития здоровья школьного юношества» [17]. Эта книга без преувеличения является первым печатным изданием, познакомившим россиян с уже хорошо известной в Европе игрой, неслучайно она выдержала несколько изданий.
О проблемах истории футбола в конце XIX в. писали и в других изданиях, посвященных общим темам развития спорта: в сборниках «Подвижные игры», вышедших в 1897 и 1898 гг.[18], в книге А.П. Ивашенцова «Охота и спорт» [19], а также в журнале «Самокат»[20] за 1897 г. В начале XX в. значительно возросло количество спортивных изданий, в том числе и посвященных футболу[21].
К концу первого десятилетия XX в., появляются издания, не ограничивающие свои публикации лишь отдельными характеристиками игры, хотя большинство изданий зачастую дублировали друг друга. На этом фоне выделяется своей содержательностью перевод на русский язык английского футбольного пособия «Футбол Association», в котором излагались правила игры и тренировки, современные для того времени принципы теории и тактики футбольной игры в Европе [22].
Достаточно объемный материал, содержащий информацию о пользе занятий подвижными играми на открытом воздухе, одной из которых является футбол, поместил в одном из своих многочисленных изданий известный пропагандист спорта П. Лейтнер. Акцентируя свое внимание на проблемах физического развития населения Российской империи, он писал: «Наше общество положительно глухо ко всему, что касается его физического благосостояния; благодаря своей халатности, разгильдяйству и каким-то нелепым традициям. В этом русский человек и особенно русский интеллигент положительно бесподобен» [23]. Выход из этого положения он видел в систематических занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе и дал следующие пояснения: «Подвижные игры замечательно, благотворно действуют на организм, развивая все мышцы тела, способствуют усиленному кровообращению и дыханию. Следовательно, на лицо имеется все, что нужно для приобретения здоровья» [24].
Несмотря на то, что футбол в конце первого десятилетия ХХ в. без преувеличения являлся самым популярным видом спорта, в обществе не утихали споры о том, какое влияние он оказывал на организм тех, кто им занимался. Это находило свое подтверждение в многочисленной литературе, издававшейся в тот период, в первую очередь посвященной влиянию этой спортивной игры на детей и юношей. Среди полярных позиций, признающих эту игру лучшим средством для развития многих физических качеств, или считающих ее вредной и опасной для здоровья начинающих спортсменов, выделялось мнение, что, если игра ведется с соблюдением всех правил, и учитываются возрастные особенности, то «нет ни малейшего повода говорить о футболе, как о вредном занятии» [25].
Придавая важное значение безопасности воздействия занятий футболом на детский организм, другой известный специалист в области физического воспитания М. Волков в своей книге «Английская игра в мяч», изданной в 1914 г., писал: «Игра в английский мяч требует многих предварительных упражнений; иначе она небезопасна для играющих.… С детьми среднего возраста рекомендуется играть в упрощенный вид футбола» [26]. Из российских источников дореволюционного периода стоит особо отметить Ежегодник Всероссийского футбольного союза, вышедший в 1912 г., а также книгу Г.А. Дюпперона «Футбол и другие игры такого же типа». Отчеты о матчах, комментарии игроков и судей нашли свое отражение в большом количестве спортивных журналов того времени[27].
После прихода к власти новых политических сил в 1917 году в России отмечена ситуация, связанная с новым подходом в деле изучения физической культуры. Специалисты разных областей - медицинские работники, авангардисты в духе Пролеткульта предлагали свои подходы к развитию физической культуры и спорта. Однако при всем многообразии предлагаемых направлений развития данной сферы наблюдалась четкая линия отказа от всего «буржуазного», поиска новых научных методик, подходящих для нового политического строя, в которых футболу в этот период предавалось особое значение. Его стихийная распространяемость отразилась на отношении руководства страны к этому виду спорта. В работах наиболее известных футбольных деятелей того периода (М.Д. Ромм [28], В. Рябоконь [29], Е.Л. Михельсон [30], В. Тараскин [31] и т.д.) занятие футболом рассматривались как «орудие пролетариата в борьбе с капиталистическим миром» [32]. В связи с этим в 20-е годы значимых работ не только по футболу, но и по другим видам спорта практически не было.
Лишь в начале 30-х годов появляются первые теоретические труды по физической культуре и спорту, а также первые учебные пособия по отдельным видам спорта. Толчком к развитию отечественной футбольной научной литературы послужил итог встреч советских команд с футболистами Басконии в середине 30-х годов. Суть всех заявлений после этих встреч сводилась к тому, что уровень советского футбола значительно отставал от ведущих футбольных держав мира. О необходимости заимствования прогрессивного зарубежного опыта высказывались П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, Н. Никитин[33] и другие, ставшие авторами первых учебных пособий по отдельным видам спорта, в том числе и по футболу. Однако сюжеты истории физической культуры и спорта использовались ими как подсобное средство при разработке тех или иных теорий, главной из которых являлось положение о доступности и массовости физической культуры, а основой всей советской педагогики провозглашается марксизм-ленинизм.
После окончания Великой Отечественной войны началась интенсивная разработка проблем истории физической культуры и спорта. Футбол в советский период, как и все физкультурно-спортивное движение, рассматривался авторами как пирамида, в основании которой лежала массовость занятий этим видом спорта, а на вершине – победа в крупнейших мировых состязаниях. Точкой отсчета в этом отношении стала победа на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году. В работах таких известных авторов того периода как С.А. Савина [34], А.Я. Вит [35] описывались победы наших футболистов на международной арене, что должно было свидетельствовать о благополучии спортивно-массовой работы в СССР и очевидных преимуществах советской общественной системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35