7. Проблемы функционирования государственного нотариата.
Согласно статистике к началу 90-х годов в стране было 4500 государственных нотариусов, в 92-м - не более 600. К 94 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 95-му - в Москве их осталось менее тридцати[3]. К 98-му году 95% российских нотариусов были частными. В 99-му году в Москве и Московской области уже не осталось государственых нотариусов. С 1 января 99-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов увеличилось с 468 до 659 человек[4]. В чем же причины столь стремительного падения численности государственного нотариата?
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах находятся на государственной службе и являются государственными служащими. Он имеет право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения им государственных обязанностей. Иными словами, обязанность по обеспечению места и условий работника возлагается на работожателя в лице органа государственной власти, т.е. местного органа юстиции. Государственным нотариусом становятся в результате заключения трудового договора с органом юстиции субъекта. В соответствии со ст.14 Трудового кодекс орган юстиции от имени государства обязуется выплачивать заработную плату и выполнять иные условия трудового договора, в то время как работник в лице государственного нотариуса обязуется выполнять определенную работу. Государственный нотариат содержится за счет отчислений из федерального бюджета, а государственная пошлина, взимаемая за совершаемые нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы перечисляется в доход государства. К примеру, заработная плата в Первой Государственной нотариальной конторе Санкт-Петербурга составляла к 2001 году 1800 руб. со всеми надбавками! А до введения в действие новой системы законодательства он насколько скупо финансировался, что не хватало денег даже на печатные машинки. Все эти факторы послужили для небывалого роста коррупции и взяточничества в государственных конторах. После начала нотариальной реформы государственные нотариусы начали злоупотреблять своими полномочиями. Нотариусам, не имевшим высшего профессионального юридического образования, в соответствии с законом лицензии на осуществление нотариальной деятельности не выдавались. В соответствии с п.5 Постановления ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" органы юстиции РФ были вправе продлевать с 13 марта 1993 года (т.е. момента вступления Основ в действие) трудовой договор на срок не более одного года. Приказ Минюста от 14.03.1994 N 19-01-46 "О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами" установил такой порядок, что лица без высшего юридического образования оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 г, а на деле и дольше, пока после отмены этого приказа не закончились сроки трудовых договоров. В первые годы действия Основ на практике встречалось множество случаев наделения нотариуса такими полномочиями, которые не соответствуют формальным требованиям Закона. Местные органы Юстиции принимали на основании трудового договора работника на должность государственного нотариуса, и уже через некоторое время он являлся к работодателю, изъявляя желание заниматься частной нотариальной деятельностью. Через две недели он уже получал у органа Юстиции лицензию на осуществление частной нотариальной деятельности, и в соответствии в действующим тогда законодательством без конкурса и сдачи экзаменов назначался на должность и открывал свою контору, и зачастую в том же помещении, отведенному ему органом Юстиции. Для прекращения таких злоупотреблений Минюст РФ в своём инструктивном письме от 11 ноября 1994 года определил порядок сдачи квалификационного экзамена и сроки его сроки пересдачи. Порядок открытия и упразднения государственных нотариальных контор так и не изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством - в соответствии с распорядительными актами Минюста или по его поручению органами юстиции субъектов РФ.
При этом должны учитываться обеспеченность населения в нотариальных услугах и требования Основ, устанавливающей общий порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальном округе. В Московском нотариальном округе на сегодня уже не осталось государственных нотариальных контор и существует всего лишь одна вакансия на должность государственного нотариуса в городе Байконур (этот факт связан с особенностями строения нотариального округа). В соответствии со ст. 12 Основ должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальной округе также определяется их совместным решением. При этом число нотариусов определяется безотносительно к их составу: государственных либо занимающихся частной практикой. Главное, чтобы оно не превышало общую численность нотариусов, установленных в данном округе. С 1993 года, в "переходный" период становления нотариата, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате" был установлен особый порядок занятия должности нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначался на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты для занятия должности частного нотариуса не требовалось.
III. Будущее нотариата
1. Место и возможности Международного Союза Латинского Нотариата в развитии Российского нотариата.
С введением в действие Основ, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Ещё в 1995 году мы вошли в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буенос-Айресе по инициативе аргентинского нотарисуса Жозу Хосе Адриан Негри. Целями этой организации являются взаимодействие и координация деятельности национальных нотариальных организаций,распространение принипов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности.
В цели МСЛН также входит установление отношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать к латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единобразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем.
Список использованной литературы.
1) Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата //Нотариальный вестникъ. 2002. №1. С. 48-49.
2) Медведев И.Г. Современный латинский нотариат // Нотариальный вестник, 2003 №2. С.51.
3) Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике // Доклад. М.: Региональный общественый фонд ИНДЕМ, 2003.
4) Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 1999.
5) Качалов В.И., Качалова О.В. Юридическая помощь в РФ. М.: Икф-Экмос, 1998.
6) Вергасова Р.И. Нотариат в России. М.: Юристъ, 2003.
7) Юшкова Е. Ю. Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности / Федер.нотар.палата России, Центр.нотар.исслед.; Сост.Е.Ю.Юшкова, М.: Волтерс Клувер, 2004.
8) Гонгало Б.М. Настольная книга нотариуса : Учеб.-метод.пособие:В 2 т. / Гонгало Б.М.,Зайцева Т.И.,Крашенинников П.В.и др.;Федер.нотар.палата России.Центр нотар.исслед. М.: Волтерс Клувер, 2004.
9) Романовский Г.Б. Организация нотариата в России. М.: Приор, 2001.
10) Выменец С.П. Историко-правовые аспекты становления и развития института нотариата. Российский и международный опыт / Акад.обществ связей. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2000.
11) Аргунов В.Н. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Аргунов В.Н.,Власов Ю.Н.,Левшина В.М.и др.; Под ред.Аргунова В.Н. М.: Спарк, 1996.
12) Сотов П.В. Адвокатура и нотариат / Учеб.-практ.пособие. М.: Проспект, 1999.
13) Янкушевич И.П. Нотариат в России : (Учеб.пособие) / Рос.агенство по пат.и товар.знакам.Информ.-изд.центр М.: 1999.
14) Стешенко Л.А. Нотариат в Российской Федерации : Учеб.для вузов / Л.А.Стешенко,Т.М.Шамба М.: Норма:ИНФРА-М : ИНФРА-М, 2002.
15) Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации : Учеб.-метод.пособие / Ю.Н.Власов,В.В.Калинин М.: Юрайт:Пропаганда, 2002.
16) Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С.Репин М.: Норма:ИНФРА-М : ИНФРА-М, 2001.
17) Валекса А.М. Частная нотариальная практика. М.: Деловой альянс, 1997.
[1] Денисова Е.Э. М.: Проспект, 2003.
[2] Нотариальный вестникъ. 2002. №9. С. 46.
[3] Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г.,№3,с.34.
[4] Нотариальный вестникъ.2000,№7,с.14.