Бросается в глаза и отсутствие в стране «среднего класса», являющегося основным компонентом социальной стабильности и прогресса. Представители целого ряда профессиональных групп (врачи, учителя, ученые, инженеры), которые еще в начале переходного периода имели средние по национальным стандартам доходы и играли стабилизирующую роль в обществе, ныне в большинстве своем оказались среди «новых бедных». А ведь переход значительной части людей с высоким уровнем образования и высокими социальными ориентирами в ту группу, доходы которой ниже (либо едва выше) черты бедности, чреват серьезными осложнениями. В силу своего высокого интеллектуального уровня такие люди оказывают существенное (хотя и не всегда очевидное) воздействие на общественную психологию, и их неудовлетворенность характером социально-экономического развития, неизбежная в условиях резкого падения личного уровня жизни и социального статуса, неминуемо сказывается на социальной ситуации.
Что же касается «нового среднего класса», появление которого связывалось с реформированием экономики, в частности с приватизацией, то этот слой — по оценкам Института социальных исследований, около 25% — еще слишком невелик и не оказывает необходимого влияния на развитие общества.
3. Формы бедности
Богатый и бедный считают себя бедными. Среди различных форм бедности чрезвычайно важна так называемая субъективная бедность, определяемая по самоидентификации. Важность эта обусловлена ее непосредственной связью с маргинализацией общества, иждивенческими настроениями. Именно субъективная бедность, формируя неконструктивное, пассивное поведение, способствует снижению экономической активности, инициативы, стремления к дополнительным заработкам, к самозанятости или предпринимательству. А это, в свою очередь, провоцирует готовность к восприятию деструктивных идей и противоправным действиям. Ведь, утрачивая веру в собственные силы, человек ожидает чьей-то помощи, чьих-то указаний и в итоге покоряется любой политической силе, которая должным образом нажимает на болевые точки.
Согласно данным 26 обследований, проведенных в 1997—2005 годах Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг», 75% населения считают, что они живут хуже, чем средняя украинская семья. А по данным общенационального социологического мониторинга, который в течение вот уже восьми лет ведут ученые Института социологии НАН Украины, в 2005 году 65% населения считали себя бедными (в 1997 году таких было 47%). При этом денежное выражение черты бедности сами опрошенные определяют даже ниже минимальной пенсии или минимальной зарплаты и порога, рассчитанного исходя из результатов научных исследований.
Критерии и черта бедности. Но каким бы ни был уровень жизни населения страны, всегда есть часть, которой живется значительно хуже. Такие люди считаются бедными по национальным стандартам. И совершенно ясно, что бедные, например, в Швейцарии или США, могут быть вполне обеспеченными людьми по стандартам Украины, а наши бедняки живут вовсе неплохо по сравнению с большинством населения Эфиопии.
Рис.1.1.
Вообще, определение черты бедности — вопрос не столько экономический, сколько политический. Конечно, нельзя игнорировать возможности бюджета оказывать материальную поддержку неимущим членам общества. Но главную, определяющую роль играют действующие в обществе установки. Например, либеральная модель предполагает максимальную ориентацию населения на собственные силы и очень ограниченную помощь трудоспособным людям. А социально ориентированная модель, наоборот, распространяет опеку на гораздо более широкие слои. В этом контексте вопрос установления официальной черты бедности в Украине приобретает особое значение.
Так сколько же в действительности бедных в Украине и кто они? Согласно принятым в мире критериям, приблизительно 28% украинского населения следует квалифицировать как бедных — эти люди страдают от недостаточного потребления продуктов питания, они не могут приобрести необходимую одежду и обувь, ограничиваются самыми дешевыми и не всегда эффективными лекарствами. Глубина бедности составляет 21,5%, т.е. в среднем расходы бедняков на 21,5% ниже рассчитанной, исходя из выбранного критерия, черты бедности — 75% средних совокупных расходов в расчете на одного члена семьи. Причем использованные критерии опираются только на текущее потребление и не учитывают возможности замены мебели, бытовой техники, ремонта жилья и пр.
Но ведь дело не только в том, сколько людей бедствует, хотя и это, конечно, очень важно. Дело еще и в том, насколько эти люди бедны. Что могут они приобрести на свои доходы? Как защищены их дети? Могут ли они получить надлежащее образование и вырваться из тисков нищеты или обречены бедствовать всю свою жизнь?
Крайне негативным симптомом следует признать формирование в Украине так называемой наследственной бедности. Дети из бедных семей не получают необходимой профессиональной подготовки и впоследствии не могут получить хорошей высокооплачиваемой работы. Как показывают исследования, существует четко выраженная прямая зависимость между уровнем образования и материальным положением.
Наличие в семье хотя бы одного человека с высшим образованием вдвое снижает риск бедности. О расширении благодаря образованию возможностей занятости и заработков свидетельствует и соотношение в бюджете семьи денежных и натуральных доходов. Если в домохозяйствах, где никто из взрослых не имеет даже среднего образования, денежные доходы примерно равны натуральным, то в семьях, где все взрослые имеют высшее образование, денежные доходы в четыре раза превышают натуральные.
Рис. 1.2
Бедность работающих. Интуитивно понятна и оправданна бедность людей, обладающих плохим здоровьем, низкой квалификацией или профессией, не пользующейся спросом на рынке труда. Такие люди считаются социально уязвимыми и пользуются поддержкой общества. В последние годы в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развития эта поддержка направляется на обеспечение им возможности самим зарабатывать себе на жизнь.
В Украине же бедность очень часто становится спутником не просто достаточно образованных и квалифицированных людей, а людей работающих, причем в режиме полной занятости. Согласно результатам обследования условий жизни 9,2 тыс. домохозяйств, проведенного Госкомстатом в 2004 году, около 78% бедных семей — те, в которых хотя бы один из членов семьи работает.
Такая ситуация отражает типичный для бедного общества процесс обесценения рабочей силы, продолжающийся по крайней мере десять лет: удельный вес оплаты труда в ВВП снизился с 53% в 1990-м до 45% в 2004 году, а в денежных доходах населения доля оплаты труда уменьшилась с 71 до 49%. В 1991—2004 годах реальная зарплата сокращалась значительно быстрее, чем ВВП и производительность труда, и даже в 2004-м, когда по всем признакам в стране наблюдался экономический рост, она снизилась. Почти четверть работающих получают зарплату ниже порога бедности, хоть он и является расчетным, а не установлен официально. Остаются весьма значительными долги по выплате заработной платы: по данным на 10 января с.г., они составили 4,9 млрд. грн., причем 40% этой суммы приходится на промышленность (здесь трудится 26% всех занятых в экономике) и 31% — на сельское хозяйство (16% всех занятых).
Сокращение объемов производства и соответственное снижение спроса на рабочую силу обернулось снижением занятости, прежде всего в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, традиционно определявших структуру рынка труда Украины, привело к распространению вынужденной неполной занятости, росту уровня и продолжительности безработицы. В промышленности, некогда определявшей лицо отечественной экономики, эти негативные процессы оказались настолько существенными, что численность работающих здесь нынче уступает численности самозанятых (включая занятых в личном подсобном хозяйстве).
Кроме того, именно в промышленности в течение последних лет наблюдается самый низкий из всех отраслей экономики уровень использования фонда рабочего времени — 72% в 2000 году (в целом по экономике — 78%), т.е. на деле ситуация еще хуже. Около трети так называемых занятых в промышленности находятся в административных отпусках (в целом по экономике — 16%) — это те люди, которые фактически не имеют ни работы, ни заработков и вынуждены ориентироваться на незарегистрированный сектор экономики.
Бедность семей с детьми. При таком уровне оплаты труда даже двое работающих родителей не всегда могут обеспечить достойный (по нашим низким национальным стандартам) уровень жизни своим несовершеннолетним детям. Когда трудятся и отец, и мать и в семье нет неработающих взрослых, бедными являются 26,1% семей с детьми — что уж тогда говорить о многодетных! Уровень бедности среди семей с одним ребенком составляет 29,5%, с двумя — 35,9%, с тремя — 47,0%; среди семей с четырьмя детьми он увеличивается до 64,1%, а с пятью и более — до 88,7%.
Количество детей до трех лет является особенно заметным фактором риска (в среднем уровень бедности среди таких семей составляет 44,1%).
Закономерно, что бедность очень тесно связана с безработицей. Особенно опасен рост так называемой семейной безработицы, характерной для малых и монофункциональных городов. Наличие в семье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на 50%, двоих — в 2,3 раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в так называемых депрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза. Почти половина безработных женщин имеет несовершеннолетних детей, а 6% — это многодетные матери.
По идее, материальными трудностями семей с детьми в таких условиях должно озаботиться государство. Но даже простое сравнение разных видов помощи на детей со средней зарплатой показывает, что этого не происходит. Если в 1994 году одинокая мать получала на ребенка 13,4% средней по Украине зарплаты, а жена солдата — 24,7%, то в 1999-м — соответственно только 4 и 6,1% (табл. 3).
Но даже такие мизерные суммы население не получает вовремя. Помощь, предусмотренная законом о государственной помощи семьям с детьми, — едва ли не единственный вид социальных трансфертов, задолженность по выплате которых не сокращается, а растет: за 1999 год — в 1,6 раза, а за 2004-й — еще в 1,4 раза. Общая сумма задолженности на 1 января 2005-го составляла 61,5 млн.грн., т.е. 5,3% полученного в 2005 году профицита бюджета страны. Фактически в счет задолженности, например, в декабре 2004 года было выплачено меньше трети необходимой суммы.
Бедность пенсионеров. Об этой проблеме говорят, пожалуй, больше всего, особенно перед выборами. В самом деле, 96% пенсий, назначаемых на общих основаниях (то есть не государственным служащим, не работникам суда или прокуратуры, не военным — список желающие могут продолжить самостоятельно, ознакомившись с действующим законодательством), — ниже порога бедности. В результате основная часть населения пенсионного возраста использует все возможности для трудовой деятельности (частично как наемные работники в зарегистрированном секторе, частично — в личном подсобном хозяйстве, частично — в теневой экономике). Во многих случаях, особенно в сельской местности, для 55—70-летних пенсия перестала быть основным источником доходов.