Стратегия инноваций и инвестиций

Из сказанного следует, что инновацию как явление необходимо рассматривать неразрывно с инновацией как процессом.

Необходимо также отметить, что на практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть определенные различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.[2]

Как уже было отмечено выше, инновационный процесс , как правило, невозможен без инвестиций («инвестиции в инновации»).

По результатам многочисленных исследований, проведенных в США, экономическая отдача инвестиций в инновации превышает окупаемость в любых других сферах применения финансовых ресурсов и находится на уровне 35 – 50 %. Если учесть сопутствующие выгоды для общества в целом, зачастую существенно превышающие прямой эффект первоначального назначения разработки, инвестиции в инновации и питающую их науку являются наиболее эффективным способом размещения финансового капитала.

Однако необходимо принимать во внимание противоречия между оптимистическими среднестатистическими данными и необходимостью принятия решений по конкретному всегда высокорискованному проекту в условиях ограниченных ресурсов. Применительно к инвестициям в НИОКР недостаточность ресурсов становится общемировой проблемой: растущий уровень общемировой конкуренции в условиях прозрачных границ делает необходимыми столь значительные инвестиции в разработку новых продуктов и технологий, что это становится все более непосильным ни большим корпорациям, ни бюджету даже в преуспевающих странах Запада.[3] Достижение конкурентоспособности на мировом рынке требует все более и более существенных финансовых затрат на реализацию новых технологий, и при этом для их успешного внедрения требуется от пяти до десяти лет. Часто ставкой подобного выбора (ценой ошибки)  является кампания или целая отрасль. В этой жесткой только конкуренция ресурсов на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на более ранних стадиях, исходя из коммерческого потенциала, с последующей быстрой успешной коммерциализацией разработок обеспечивает возврат инвестиций.

Один из аспектов разрешения проблемы – интеграция усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации технологий: частного сектора, исследовательских и учебных организаций, государства.

Еще более важным представляется качественный уровень самого инновационного процесса (или тождественного с ним процесса коммерциализации технологий), определяющий возможный успех проекта – отношение уровня финансовой отдачи к начальным инвестициям, а также риски участников реализации инвестиции.

Учитывая все вышеизложенные факторы повышения роли инноваций  в низовой экономике и доступа к финансовым ресурсам в сфере коммерциализации технологий, можно утверждать, что венчурный капитал как специфический тип финансирования, разработанный специально для инвестиций в проекты, связанными с высокими рисками, прежде всего инновационные, играет критическую роль.

Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь организации естественно требует вложения финансовых средств в их разработку и освоение. При этом установлена эмпирическая зависимость – чем большую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

Тем не менее, для организации проблема выбора объекта финансовых вложений не исчерпывается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где организация имеет возможность получать монопольную сверхприбыль.[4] Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации.


2. Источники реализации инвестиционных и инновационных проектов

С коммерческой точки зрения любой инновационный проект можно рассматривать как инвестиционный, направленный на получение прибыли. Под инвестиционным проектом обычно понимают план (программу) хозяйственного мероприятия или предпринимательской идеи, реализация которых потребует привлечения инвестиций. Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала  в форме имущественных, интеллектуальных и иных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.[5]

По направлениям вложения капитала (объектам инвестирования) принято выделять материальные, финансовые и нематериальные инвестиции.

Важнейшей особенностью инновационного проекта, что подчеркивают все специалисты, является его направленность в будущее, предвидение которого сопряжено с неопределенностью, а, следовательно, с коммерческим (предпринимательским) риском, то есть опасность возникновения в будущем ситуаций, при которых фактические результаты инвестирования (доходы или иные выгоды) окажутся меньше по сравнению с ожидаемыми, из расчета, на которые принималось решение об инвестировании.

Другой важной особенностью инновационных проектов является их протяженность во времени. Промежуток времени от момента начала вложения капитала до момента завершения поступления доходов или иных результатов от вложенного капитала называется инвестиционным периодом (жизненным циклом проекта).

Основой взаимодействия между потенциальным инвестором и новатором должно стать инвестиционное предложение, позволяющее перевести знания предпринимателя о предметной области  и технологиях на экономический язык, понятный инвестору. Практика составлений инвестпредложений в России еще очень слаба.

Стандарт написания инвестиционного предложения можно рассмотреть на следующем примере.

После краткого введения следует описание проекта, включающее насколько пунктов:

1.        Миссия проекта (три-четыре предложения, четко определяющие идею проекта: результат, способ, цели)

2.        Ключевые факторы успеха (обстоятельства, позволяющие сделать вывод, что проект перспективен в рассматриваемом отрезке времени)

3.        Рынок, на который ориентирован проект (типы клиентов и их потребностей,  которые призван удовлетворить проект)

4.        Сервис (формы обслуживания и расчет стоимости услуг)

5.        Функциональная модель (описание инструментария по работе с клиентами)

6.        Конкуренция (в этом разделе должны быть описаны аналогичные проекты параметры их услуг и их рыночные доли. Цель – показать конкурентное преимущество предлагаемого проекта)

7.        Цели и задачи проекта (отчетная дата и результаты, которые должны быть достигнуты к этому сроку)

8.        Расчет потока доходов (консервативная оценка дохода проекта, учитывающая рыночный оборот, наличие конкурентов, существующие вознаграждения для посредников и т.д.)

9.        Схема воплощения проекта (участники проекта, структура и схема управления, условия участия инвестора)

10.    Риски (факторы риска и стратегия их снижения)

Вторая часть инвестпредложения должна описывать ресурсы, необходимые для исполнения проекта (структуру штата, даты приема сотрудников, имеющиеся кандидатуры; технико-технологические ресурсы, включая перечень компьютерной и иной техники; перечень необходимых информационных продуктов; перечень проводимых компанией рекламных акций). Отдельным пунктом необходимо указать расходы на специфическую экспертизу (например, в случае организации-аукциона необходима экспертиза партий товаров). Далее следует рассмотреть возможных партнеров и перечень работ, которые могли бы быть отданы на аутсорсинг.

Следующая часть инвестпредложения – это план работ, разумеется с указанием работ, с указанием времени, которое отводится для их исполнения, ответственных лиц и задействованных ресурсов. И, наконец, заключает предложение поквартальный бюджет новой компании.

Основное преимущество данного инвестиционного предложения его простота: с одной стороны предприниматель имеет возможность не обращаясь в консалтинговые агенства, что требует значительных финансовых затрат, с другой стороны, венчурные фонды получают стандартизованные предложения, что снижает трудозатраты на их рассмотрение.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Основным внутренним источником инновационного финансирования инноваций является прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной деятельности. Остающаяся после уплаты налогов прибыль может быть целиком использована организациями в виде вложений капитала в собственное развитие. Для высокорентабельных организаций это мощный источник привлечения инвестиций в форме самофинансирования, не приводящий к возникновению долговых обязательств. Однако при этом необходимо также учитывать, что из чистой прибыли образуются также фонды организаций: резервный, премиальный, социальный. В результате, используя чистую прибыль практически целиком в качестве источника инвестиций, фирма вынуждена отказываться от других направлений её использования, возможно даже от выплаты дивидендов акционерам.

Сам факт получения организацией прибыли представляет необходимое, но недостаточное условие инвестиционного самофинансирования. Необходим еще и её достаточный уровень. Так, что бы организация могла превращать в инвестиции, образуемые из прибыли, хотя бы 10% своего валового продукта, её чистая прибыль должна составлять не менее 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельности следует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения.

Наиболее устойчивым и к тому же адресным источником инновационного самофинансирования предприятий являются амортизационные отчисления, которые в обязательном порядке в соответствии с установленными нормами амортизации начисляются на все виды используемых в производстве основных фондов и включается в себестоимость готовой продукции. Эти средства по определению должны использоваться предприятиями на возмещение износа основного капитала и потому обладают инвестиционной природой. Вместе с тем необходимо помнить, что амортизационные отчисления увеличивают издержки фирмы и, следовательно, цену готовой продукции, что неблагоприятно сказывается на спросе и объеме продаж. К тому же амортизационные отчисления можно относить к инвестициям с определенной степенью условности, так как они, как правило, не обеспечивают расширенного воспроизводства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать