Страховая защита является проявлением экономической безопасности физических и юридических лиц. Среди многих форм страховой защиты страхованию принадлежит особая роль. Оно дает возможность достичь национальной структуры средств, которые направляются на предупреждение (или оперативное устранение) последствий стихии или иных причин, которые препятствуют деятельности того или иного лица.
Страхование, имея большие возможности маневрирования резервами, является важной ячейкой формирования всей системы экономической безопасности. Такая роль становится возможной только при должном уровне развития страхового дела.
Перед предпринимателем предстает проблема: что выгоднее – создать собственный резерв средств на случай срочной необходимости замены автомобиля или воспользоваться услугами страховой компании? Представим ситуацию, что собственник не застраховал автомобиль. В таком случае он сэкономит на страховой премии (например, 8% от стоимости автомобиля).
В то же время воздержаться от приобретения страхового полиса означает для предпринимателя необходимость зарезервировать с целью самострахования транспортного средства, а таким образом и безопасности своего бизнеса, не менее как треть всего капитала. Это существенно уменьшает финансовые результаты деятельности. Потерянная прибыль будет больше страховых платежей в 25 раз. Хотя пример и условный, но он хорошо отражает те преимущества, которые дает страхование.
Страховая отрасль Украины, как и вся ее экономика, испытывает сейчас беспрецедентные изменения. В очень сжатые сроки необходимо преодолеть путь от централизованной плановой экономики до хозяйства, что функционирует на рыночных основах. Изменения должны быть фундаментальные и касаться политических, юридических, экономических, социальных и технологических аспектах эволюции общества. То есть реформирование долгое время будет влиять на развитие всех отраслей страны.
Главные преобразования лежат в структурных изменениях форм собственности. Эти изменения, в свою очередь, обусловливают соответствующую трансформацию форм ее страховой защиты. Среди изменений, которые происходят сейчас в Украине, в сфере предпринимательства, наиболее существенно повлиять на дальнейшую судьбу страховиков могут следующие.
Осуществление приватизации имущества преимущественного количества предприятий, которые ранее принадлежали к государственному сектору экономики. Это обуславливает повышение страхового интереса как по поводу защиты имущества, так и страхования ответственности предприятий. Необходимо стараться охватить страхованием в первую очередь риски основателей и акционеров компании. Это благоприятствует быстрому основанию и дальнейшему развитию страховой деятельности, повышает доверие к новому страховику, что очень важно для укрепления позиции на страховом рынке.
Изменения в источниках оплаты страховых платежей. Теперь и в добровольных видах страхования имущества предприятий (включая транспортные средства, грузы) страховые премии прилагаются к расходам на производство, что соответственно уменьшает базу налогооблажения. Это усиливает финансовые возможности предприятий, понуждает их принимать участие в страховании.
Ожидаемое увеличение кредитных инвестиций в предпринимательскую деятельность. Это повлечет за собой, кроме прочего, увеличение масштабов использования страховых услуг в части страхования имущества от огня и стихийного бедствия, технических рисков, имущества, которое предполагается в залог, страхование ответственности.
Рост возможностей предприятий по реализации продукции, особенно на экспорт. Это создает благоприятные условия для расширения страхования экспортных кредитов, страхования ответственности товаропроизводителей за качество продукции, страхования грузов и ответственности грузоперевозчика, страхования юридических расходов на рассмотрение претензий.
Стабилизация экономического положения на многих предприятиях позволяет постепенно переходить к страхованию расходов, к которым могут привести перерывы в производстве в случае наступления стихийного бедствия, техногенных аварий или иных страховых случаев.
Таким образом, государственная политика, направленная на приватизацию, проведение протиинфляционных мер, упорядочение налогообложения как страхователей, так и страховиков, процентных ставок, валютных курсов, финансового контроля, обеспечивает серьезные предпосылки для активизации страховой деятельности. Стратегия каждой конкретной компании лежит в том, чтобы максимально воспользоваться этими возможностями. Вместе с тем должны быть своевременно просчитаны и факторы, которые усложняют работу страховиков.
Постепенно в Украине складывается экономически-правовое пространство для деятельности страховиков. Государство в лице специально уполномоченного органа – Комитета по делам надзора за страховой деятельностью, осуществляет управление этим процессом. Отрабатываются правовые нормы осуществления страховой деятельности, ведется лицензирование страховых компаний, постоянно проводятся проверки на предмет контроля их платежеспособности, финансовой стабильности и соблюдения ими требований законодательства.
Наиболее общие принципы страхования (в основном относительно государственного страхования) выложены в Гражданском Кодексе Украины. Но, не уменьшая значения норм Гражданского Кодекса, все же необходимо подчеркнуть, что основу страхового законодательства Украины сейчас составляет Декрет Кабинета Министров Украины №47-93 от 10 мая 1993 года, и закон Украины “О страховании” №85/96-ВР от 7 марта 1996 г.
Страховой рынок Украины на конец 1998 года насчитывал 224 страховика, которые отчитывались перед Укрстрахнадзором. Ними получено 408 401 тыс. грн. страховых платежей по добровольным и обязательным видам страхования, в т. ч. по добровольным видам страхования 319 515 тыс. грн., что составляет 78 % от общей суммы страховых платежей, и по обязательным видам страхования - 88 886 тыс. грн., или 22 % от общей суммы поступлений. Поступления страховых платежей по личному страхованию в 1998 году составляют 74 % от поступлений 1997 года, в том числе, по страхованию жизни — 55 %. По другим видам страхования наблюдался рост страховых платежей, а именно:
· по имущественному страхованию - в 1, 89 раза;
· по государственному обязательному страхованию - в 1, 1 раза;
· по страхованию ответственности - в 1, 05 раза.
Выплаты страховых сумм и страхового возмещения достигли 129 246 тыс. грн., из них по добровольным видам страхования - 113 808 тыс. грн., или 88 % от общей суммы выплат; по обязательным видам страхования - 15 438 тыс. грн., или 12 % от общей суммы выплат.
Среди них в 1998 году увеличились выплаты страховых сумм и страхового возмещения по таким видам страхования:
• по имущественному страхованию - в 1, 46 раза;
• по государственному обязательному страхованию - в 1, 17 раза;
По другим видам страхования произошло снижение выплат. Страховые выплаты составляют:
• по личному страхованию - 69 % от выплат 1997 года, в том числе, по страхованию жизни — 50 %;
• по страхованию ответственности - 54%;
• по негосударственному обязательному страхованию - 8%.
Всего поступлений страховых платежей увеличилось в сравнении с 1997 годом в 1,29 раза, в то же время выплаты страховых сумм и страхового возмещения, впервые за последние годы, уменьшились на 18 129 тыс. грн., или в 1,12 раза.
Темпы роста страховых платежей превышали темпы рост страховых выплат в 1,5 раза (в 1997 году - в 1,3 раза).
Средний уровень выплат (отношение выплат к платежам в %) составляет в 1998 году 31,7 %, из них по страхованию жизни 112,6 %; по видам страхования, иным, нежели страхования жизни - 237,8 %.
Количество действующих договоров страхования в конце отчетного года в 1998 году уменьшилось на 17 процентов по отношению к предыдущему году. Это объясняется, в первую очередь, сокращением видов негосударственного обязательного страхования. Между тем, существуют и обнадеживающие тенденции в отношении действующих договоров страхования. Так, по имущественному страхованию и по страхованию ответственности произошел значительный рост договоров (соответственно в 1,8 и 2,4 раза); по личному страхованию, в том числе по страхованию жизни темпы спада количества действующих договоров на конец отчетного года значительно замедлилось.
Объем заявленных уставных фондов страховых организаций по положению на 01.01.98 составлял 131 924 тыс. грн., выросши в сравнении с 1997 годом почти в 1,7 раза; объем выплаченных уставных фондов вырос соответственно почти в 1,9 раз и достиг 118 656 тыс. грн.
В 2000 году Кабинетом Министров Украины была принята Государственная программа развития страхового рынка Украины на период до 2005 года и на перспективу до 2010 года (Программа). Необходимость принятия такой Программы была обусловлена значительным отставанием развития рынка страхования Украины и потребностью обеспечения надежных гарантий восстановления нарушенных имущественных прав и интересов в случаях материальных потерь, причиненных огнем, стихийным бедствием, транспортными происшествиями и иными непредвиденными обстоятельствами.
Применение мер, предусмотренных Программой, позволит не только освободить государство от трат на возмещение убытков при наступлении страхового случая, но и существенно повлияет на укрепление финансов государства, станет эффективной формой скопления средств граждан и стабильным источником долгосрочных инвестиций.
Несмотря на трудности становления национального страхового рынка, объемы страховых операций заметно растут. Это обусловлено тем, что в нерыночных условиях хозяйствования возмещения убытков, в основном, осуществлялось государством за счет средств бюджета. Реализация в Украине программы приватизации объектов государственной собственности обусловила необходимость страховой защиты новых собственников имущества от рисков, которые приводят к ее потере либо повреждению.
За годы независимости в Украине, в основном, создана законодательная и нормативная база страхования. Это дало возможность настраивать страховой рынок на условиях конкуренции, что способствует повышению качества оказания страховых услуг.
Сегодня в Украине зарегистрировано около 310 страховых компаний, из них почти треть работает масштабно и эффективно. Однако уровень развития страхового рынка в Украине покрывает еще не более 10% потенциальных рисков, тогда как в большинстве развитых стран это не менее 90-95%. Удельный вес нашей страны на мировом рынке составляет лишь 0,01% и около 0,05% объема страховых услуг, которые оказываются в Европе, при том, что в Украине проживает более 7% населения Европы и есть большой промышленный, аграрный и научный потенциал. Низкими остаются финансовые возможности отечественных страховых компаний по покрытию больших рисков. Не способствует развитию страхового дела в Украине и отсутствие законодательно определенных механизмов стимулирования собственников имущества как юридических, так и физических лиц, к широкому использованию возможностей страховой защиты своих имущественных интересов. Требует дальнейшего усовершенствования государственный контроль за финансовой надежностью и выполнением страховыми организациями приобретенных обязательств.