Стресс, основные причины и предпосылки его развития
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
РЕФЕРАТ ПО ОСНОВАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на тему:
«СТРЕСС, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ »
Выполнила:
студентка I курса
факультета
психологического
консультирования
Байкалова А.С.
Проверила:
Якубова Лилия Наимовна
Москва 2006 г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………3
1.Что такое стресс
1.1. Немного о самом понятии…………………………………………..4
1.2. Психическая адаптация…………………………………………….5
1.3. Стадии стресса……………………………………………………….7
1.4. Истоки развития научной концепции стресса………………….10
2. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их развитие.
2.1. Начало создания концепции стресса …………………………….12
2.2. Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)…………………15
2.3. Периоды мобилизации адаптационных резервов………………16
2.4. Эмоциональная напряжённость…………………………………..17
Выводы…………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………….27
Введение.
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.
Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.
Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде и организма касающееся.
Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике.
Данная работа посвящена изучению понятия стресс. В первой главе можно узнать о самом понятии «стресс», стрессовой адаптации, об истоках развития научной концепции стресса и стадии стресса. Вторая глава работы посвящена раскрытию основных положений концепции стресса Ганса Селье, а так же раскрытию причин и предпосылок развития стресса.
Что такое стресс.
1.1. Немного о самом понятии.
Каждый человек испытывает стресс, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Если заглянуть в словари, изданные еще лет двадцать назад, то англоязычного термина “стресс” там попросту не встретить. Зато сейчас… Специальная литература о стрессе насчитывает почти двести тысяч наименований.
Что же значит понятие, модное до такой степени, что стало едва ли не “символом” нашего времени?
Слово “стресс”, так же как “успех”, “неудача” и “счастье” имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли “стресс” просто синонимом “дистресса”?
Дистресс (англ.) – горе, несчастье, недомогание, нужда, истощение.
Стресс (англ.) – давление, нажим, напряжение.
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, потому что этот термин в равной мере относится ко всем другим. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры – различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса. Стресс, по сути – ответ организма на вопрос внешней среды.
Да, стресс – ответ организма. Однако заметим, что этот вопрос должен быть задан обязательно с непривычным нажимом. Такое напряженное действие среды и есть “стрессор” – вызывающий стресс. А вот ответ организма на предельный нажим, хотя и сложен, одинаков. То есть, как сформулировал более чем пол столетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог Ганс Селье: “Стрессовая реакция неспецифична”, т.е. стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Так какой же это одинаковый ответ противопоставляет хрупкая живая система натиску прекрасного, но и яростного мира. Прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, общий адаптационный синдром (ОАС).
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
1.2. Психическая адаптация
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
1.3. Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Первая ступень стресса. Датчики великолепной «живой машины» обнаруживают превышение допустимых уровней и подают предупредительные сигналы. Системы управления - регуляции энергично мобилизуют защитные ресурсы.
Если действие стрессора не прекратилось, наступает вторая стадия, второй этап борьбы существования приспособительных механизмов со стрессором. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением голлостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.
И только когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий будут исчерпаны, наступит третья стадия стресса, которая ведет к истощению. И снова внутренние датчики организма просигналят - тревога, защитные возможности подошли к концу, надо отступить.
Если вести борьбу со стрессом дальше, то неизбежно разовьется какая-нибудь из “болезней стресса”, точнее болезненный дистресс. Когда уже не хватает сил, появляется истощение. Таблица представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных симптомов (рис 1).
Симптомы
Степени переутомления
I - начинающееся
II - лёгкое
III - выраженное
IV - тяжёлое
Снижение дееспособности
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке
Компенсация дееспособности волевым усилием
Эмоциональные сдвиги
Расстройство сна
Снижение умственной работоспособности
Малое
При усиленной нагрузке
Не требует
Временами снижение интереса к работе