Судебная власть в субъектах РФ.
Реферат на тему:
«Судебная власть в субъектах РФ»
Судебная власть в субъектах РФ.
Судами субъекта РФ являются Конституционный (уставной) суд и мировые судьи.
Конституция Российской Федерации не упоминает конституционные (уставные) суды. Вместе с тем отдельные ее положения имплицитно допускают их образование в субъектах Федерации. К таковым можно отнести прежде всего общие установления:
• характеристики Российской Федерации как демократического федеративного правового государства (ч. 1 ст. 1). Конституционный (уставный) контроль в субъектах Федерации, если исходить из идеального положения вещей, способен только усилить их демократический правовой потенциал. Одновременно признание подобных судов свидетельствует об институциональной самостоятельности частей Федерации и децентрализации конституционной юстиции, в чем и проявляется реальный федерализм;
• провозглашение прав и свобод человека в качестве высшей ценности, возложение на государство обязанности защищать их, в том числе посредством правосудия (ст. 2 , 18, 46). Естественно, что эту обязанность несут не только Российская Федерации в целом, но и ее субъекты, опирающиеся на свои правозащитные институты;
• нормы, закрепляющие свойства российской государственной власти, которая функционирует как единая система (ч. 3 ст. 5), но в то же время на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Субъекты Федерации, образуя собственные органы государственной власти (ч. 2 ст. 11), призваны руководствоваться названными принципами, а также, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 18 января 1996г.1), в основном исходить из федеральной схемы взаимоотношений органов исполнительной и законодательной власти. Нормотворчество последних, как известно, контролируется Конституционным Судом РФ. Следовательно, и на региональном уровне, где складываются аналогичные отношения (возможны и такие же правовые споры), орган, способный выступать в качестве арбитра, необходим и уместен.
Конституция Российской Федерации содержит и некоторые специальные положения, обусловливающие возможность формирования региональной конституционной юстиции. Таковыми являются:
• наличие у субъектов Федерации своих учредительных документов — конституций и уставов (ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 66), контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъектов Федерации. Это вытекает из ст. 71, 72 и 73 Конституции в их соотношении, а также положений, определяющих полномочия Конституционного Суда РФ (ст. 125), вне юрисдикции которого остаются многие конституционные (уставные) споры, возникающие в границах субъекта Федерации;
• отнесение к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов обеспечение конституционности и законности, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей (п. "а",
"б", "м" ч. 1 ст. 72). В данном случае субъект Федерации способен наилучшим образом проявить себя, если располагает соответствующими институциональными возможностями, включая конституционные (уставные) суды;
• указание на то, что в Российской Федерации судебная власть осуществляется в определенных формах, в том числе посредством конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Такая запись сама по себе предполагает, что если не предусмотрено иного, то субъекты Федерации вправе образовывать конституционные (или подобные им суды; тем более, что не допускается создания только чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118). Дополнением к этому служат положения, согласно которым в ведении Российской Федерации находится "установление системы федеральных органов... судебной власти" (п. "г" ст. 71), "полномочия, порядок образования и деятельности... федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом" (ч. 3 ст. 128). Если следовать логике и учитывать еще некоторые иные требования Конституции (ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. "н" ч. 1 ст. 72), то формирование конституционных (уставных) судов — вопрос, входящий в компетенцию субъекта Федерации.
Нормативно-логическое толкование Конституции РФ по рассматриваемому предмету может быть подкреплено ссылками на материалы Конституционного совещания. Его участники, не отвергая идею региональных конституционных судов (возможно, потому, что она согласована с духом и смыслом изложенных выше конституционных положений), исходили из того, что их образование должно регулироваться не Конституцией РФ, а самими субъектами Федерации.
Вместе с тем судоустройство — предмет исключительного ведения Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Если этим понятием охватываются и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, то окончательно вопрос об образовании названных судов должен был решать федеральный конституционный закон о судебной системе (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Его принятие в конце 1996 г. поставило точку в дискуссии о легитимности конституционных (уставных) судов: они законодательно признаны как реальность судебной системы Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Базисные положения о конституционных (ставных) судах субъектов Федерации содержит Федеральный конституционный
закон "О судебной системе Российской Федерации". В совокупности этих положений выделяются, прежде всего, те, которые непосредственно относятся к данным судам, определяя, что они:
• часть судебной системы Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
• являются судами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4);
• создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17), причем их создание не обязанность, а право субъектов (ч. 1 ст. 27);
• рассматривают вопросы о соответствии законов субъекта Федерации, нормативных актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта Федерации (ч. 1 ст. 27);
• рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции, в порядке, установленном законом субъекта Федерации (ч. 3 ст. 27);
• в пределах полномочий выносят решения, которые не могут быть пересмотрены иным судом (ч. 4 ст. 27);
• финансируются за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации (ч. 2 ст. 27).
Председатели, заместители председателей, другие судьи конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации (ч. 4 ст. 13).
Названный Закон включает также положения, которые:
• с очевидностью относятся к конституционным (уставным) судам, когда без конкретизации упоминаются суды субъектов Федерации (например, при определении обязательности судебных постановлений (ч. 1 ст. 6), использования в судопроизводстве и делопроизводстве русского языка либо государственного языка республики (ч. 2 ст. 10));
• имеют общее значение для всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации (ч. 4, 5 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ст. 7, 9, ч. 1 ст. 15, ст. 34);
• применяются к конституционным (уставным) судам, но с учетом, что они, во-первых, в иерархическом и организационном смыслах находятся вне системы федеральных судов (как следствие у них складываются специфические отношения с органами судейского сообщества, формируется несколько иная система материальных и иных гарантий), во-вторых, рассматривают споры о праве, что обусловливает специфику понимания и реализации соответствующих норм (например, названные суды подчиняются не только Конституции РФ, но и конституции (уставу) субъекта, закон субъекта Федерации для них, прежде всего, объект контроля).
Согласно Федеральному закону от 14 марта 2002г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"1 судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации входят в судейское сообщество Российской Федерации. Им гарантируется представительство на Всероссийском съезде судей — по одному судье от судей каждого конституционного (уставного) суда (ч. 2 ст. 6), на конференции судей субъектов Федерации (ст. 7), в Совете судей РФ — три судьи от корпуса судей данных судов (ч. 1 ст. 8) и его Президиуме (ч. 3 ст. 8), в Совете судей и квалификационной коллегии судей субъекта Федерации (в последнем случае — один судья от соответствующего суда субъекта) (ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 11). Юрисдикция квалификационных коллегий судей субъектов Федерации распространяется на судей конституционных (уставных) судов в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 19).
Установления, касающиеся судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, отражаются в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями на 15 декабря 2001 г.). Согласно данному Закону:
• судьей конституционного (уставного) суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ч. 1 ст. 4);
• председатель, заместители председателей конституционных (уставных) судов назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Федерации (ч. 10 ст. б);
• срок полномочий судей конституционных (уставных) судов устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации (ч. 4 ст. 11);
• предусматривается особый порядок при решении вопросов: о возбуждении дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (ч. 3 ст. 16); о привлечении судьи к административной ответственности (ч. 4 ст. 16); об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу (ч. 6 ст. 16); осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (ч. 7 ст. 16);
• судьям конституционных (уставных) судов удостоверения подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Федерации (ч. 3 ст. 21).
Федерально-правовые установления о конституционных (уставных) судах развиваются в региональных правовых актах. В их системе ключевую роль играют конституции (уставы) субъектов Федерации. В них по общему правилу фиксируются полномочия, состав и порядок формирования конституционных (уставных) судов. Это отвечает природе данных органов, которые находятся в одном ряду с региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти.
Конституции (уставы) имеют учредительное значение для конституционных (уставных) судов. Закрепляя важнейшие их параметры, они гарантируют данным судам большую независимость и стабильность деятельности.