Судебная власть в субъектах РФ.

Можно выделить три сущностные характеристики конституционных (уставных) судов. Прежде всего, они представляют собой конституционные (уставные) органы государственной власти, входящие в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации. По смыслу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"1 — это "иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации" (ст.2).

Данная характеристика получает подтверждение в конституциях и уставах субъектов Федерации. В частности, в большинстве из них конституционные (уставные) суды определяются именно как элемент системы органов государственной власти субъектов (ст. 8 Конституции Республики Коми, ст. 6 Конституции Республики Марий Эл, ст. 10 Конституции Удмуртской Республики, ст. 4 Устава Иркутской области, ст. 16 Устава Санкт-Петербурга); им посвящаются специальные нормы, придаются специфические функции и полномочия по разрешению конституционных (уставных) споров.

Второе важное качество. Конституционные (уставные) суды — форма судебной власти; они функционируют именно как суды. Это подчеркивается сосредоточением норм о них в главах конституций (уставов), посвященных судебной власти; указанием на то, что они входят в судебную систему Российской Федерации и в судебную систему ее субъектов, являющуюся составной частью общероссийской судебной системы (ст. 112 Конституции Республики Дагестан, ст. 86 Конституции Марий Эл, ст. 103 Конституции Республики Удмуртия, ст. 50 Устава Москвы). Конституции двух республик — Бурятии (ст. 99) и Саха (Якутия) (100) объявляют свои конституционные суды высшим органом судебной власти по защите конституционного строя соответствующей республики. Судебная сущность названных судов проявляется и в том, что данные органы опираются на судебные принципы и нормы судопроизводства, разрешают споры путем издания юрисдикционного акта, обязательного к исполнению.

Наконец, конституционные (уставные) суды — самостоятельные органы судебной власти. Это положение гарантируется тем, что они не зависимы от чьей бы то ни было воли и подчиняются соответствующей конституции (уставу) субъекта Федерации; в конституциях Хакасии (ст. 123) и Удмуртии (ст. 104), Уставе Свердловской области (ст. 59) дополнительно записано, что данные суды руководствуются и Конституцией РФ. Автономность конституционных (уставных) судов юридически защищена конституционным (уставным) регулированием компетенции, специальным законодательством об этих судах, обязательностью их решений для всех государственных органов; она проявляется также в установлении особого порядка их бюджетного финансирования. В Конституции Удмуртии закрепляется, что финансирование Конституционного Суда из республиканского бюджета должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия (ч. 7 ст. 105). Схожие положения содержат конституции Карелии (ст. 69) и Башкортостана (ст. 130).

1. Компетенция конституционных (уставных) судов складывается из нескольких элементов: целей (задач) конституционной (уставной) юстиции;  предметов  судебного контроля;  состава субъектов, наделенных правом инициировать рассмотрение дел в суде; процедурных форм; юридической силы решений. Учитывая, что данные суды — конституционные (уставные) органы, то и их компетенция должна закрепляться прежде всего в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Среди этих субъектов выделяются такие, которые в своих учредительных документах:

• вообще опускают вопрос о компетенции указанных судов (Архангельская, Самарская, Смоленская, Читинская области);

•        упоминают названную компетенцию, отсылая к закону субъекта Федерации, в котором она будет прописана (Конституция Республики Алтай (ст. 126),   уставы Красноярского края (ч. 1 ст. 76), Курганской (ст. 126) и Сахалинской (ч. 1 ст. 41) областей);

•        воспроизводят формулу ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (Конституция Карелии (ч. 2 ст. 68), уставы городов Москвы (ч. 1 ст. 51) и Санкт-Петербурга (ч. 1 ст. 50), Калининградской (ч. 3 ст. 53) и Ленинградской (ч. 1 ст. 41) областей);

•        следуют ч. 1 ст. 27 названного Федерального конституционного закона, но допускают, что полномочия могут закрепляться и иными федеральными и региональными нормативными актами (уставы Калужской (ч. 3, 5 ст. 32), Московской (ст. 18), Новосибирской (ч. Зет. 52) и Тюменской (ч. 1, 2 ст. 45) областей);

•        устанавливают компетенцию с более широким охватом конституционно(уставно)-правовых вопросов в сравнении с упомянутыми положениями ч. 1 ст, 27 Федерального конституционного закона  (конституции Адыгеи (ст. 69, 101), Башкортостана (ст. 123), Бурятии (ст. 100), Кабардино-Балкарии (ст. 122), Северной Осетии-Алании (ст. 1001), Саха (Якутия) (ст. 101), Татарстана (ст. 109), Тывы (ст. 93), Хакасии (ст. 122); уставы Иркутской (ч. 2 ст. 56) и Свердловской (ст. 60) областей). Причем в большинстве случаев приводится открытый перечень полномочий судов;

•        определяют компетенцию примерно в том же объеме, как и в предыдущем варианте, но с указанием субъектов, наделенных правом обращаться в суд (конституции Удмуртии (ч. 2 ст. 105), Марий Эл (ч. Зет. 95), Коми (ст. 96), Дагестана (ст. ИЗ)).

Фиксируемые в конституциях (уставах) полномочия рассматриваемых судов можно условно разделить на типичные, характерные для большинства из них, не типичные, но достаточно распространенные, и эксклюзивные. К первой группе относятся полномочия, связанные с разрешением дел о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации законов и нормативных актов парламентов субъектов Федерации, нормативных актов исполнительных органов государственной власти, в том числе высших должностных лиц (президентов, губернаторов), нормативных актов органов местного самоуправления и уставов муниципальных образований, а также толкование конституций (уставов) и право законодательной инициативы.

Во вторую группу включаются полномочия, согласно которым конституционные (уставные) суды:

•        проверяют акты министерств, комитетов и иных государственных органов субъектов Федерации (Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Калужская область);

•        разрешают споры о компетенции: между органами государственной власти субъекта;

•        по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, в том числе: законов и иных нормативных актов субъекта Федерации;

•        оценивают конституционность договоров субъекта Федерации, в том числе: без относительно вида и момента вступления в силу договора (;

•        участвуют в процедурах, связанных с: роспуском парламента;

•        представляют послание Суда парламенту.

Третью группу образуют эксклюзивные полномочия конституционных (уставных) судов, к числу которых относятся:

•        проверка конституционности: соглашений о международных и  внешнеэкономических связях (Татарстан); ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления (Тыва); актов правоприменительной практики органов исполнительной власти (Саха (Якутия)); актов общественных организаций (Северная Осетия-Алания);

•        осуществление предварительного нормоконтроля (проектов) актов: изменяющих и дополняющих конституцию (Саха (Якутия)), выносимых на референдум (Адыгея, Саха (Якутия));

•        дача заключения о наличии или отсутствии препятствий для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (Саха (Якутия));

•        решение вопросов об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске (Башкортостан);

•        разрешение конституционно-правовых споров между органами государственной власти и общественными организациями (Тыва);

•        участие в разрешении конституционно-правовых споров между республикой и Российской Федерацией (Саха (Якутия));

•        участие в создании согласительных комиссий, рассматривающих споры и конфликты между органами государственной власти области и входящими в нее автономными округами (Тюменская область);

•        участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Федерации (Адыгея, Татарстан, Хакасия);

•        толкование республиканских законов (Алтай).

Для полноты характеристики обратим внимание также на следующее. Конституционные (уставные) суды, согласно действующему законодательству, служат целям защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия конституций (уставов) на территории соответствующего субъекта Федерации. Они решают исключительно вопросы права (иногда подчеркивается — не рассматривают политических вопросов), воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию Других судов и иных органов; проверяют законы и иные нормативные акты по вопросам ведения субъектов Федерации или по вопросам их совместного ведения с Российской Федерацией, если нет в производстве Конституционного Суда РФ дела по аналогичному вопросу или принятого им решения (так, например, определено конституциями Адыгеи и Марий Эл). Правом на обращение в указанные суды при осуществлении ими абстрактного нормоконтроля наделяются не только органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации, но и федеральные органы — прокуроры и федеральные суды уровня субъекта Федерации, а также общественные объединения, уполномоченные по правам человека, нотариальные палаты и др. Постановления конституционных (уставных) судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). —

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент идет процесс уяснения и апробации компетенции конституционных (уставных) судов (причем в контексте соотнесения с юрисдикцией иных судов). При этом наблюдается единство подходов в ее определении, что обусловливается общностью природы и задач конституционных (уставных) судов, наличием одних федерально-правовых ориентиров, в том числе Закона о Конституционном Суде РФ. В то же время есть различия в объеме и способах закрепления данной компетенции, что вполне объяснимо, ибо указанные суды — суды субъекта Федерации, которые в зависимости от конкретных условий (например, особенностей организации государственной власти, материально-финансовых и иных возможностей) вправе самостоятельно решать эти вопросы. Стремление к унификации рассматриваемой компетенции, что порой обнаруживается в действиях и установках некоторых федеральных органов и должностных лиц, представляет собой, по сути, движение к унитаризму и государственно-правовому обезличиванию субъектов Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать