Обстоятельства для введения чрезвычайного положения, предусмотренные п. б) ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», можно соотнести с понятием «социальное бедствие, вызванное природными, техногенными и биологическими факторами»[3].(См.: приложение 1). Это понятие подчеркивает существенную разницу между объявлением чрезвычайного положения как следствия социальных конфликтов (общественные беспорядки, межнациональные столкновения) и ситуацией социального бедствия, вызванной природными силами или техногенными факторами. В Федеральном законом Российской Федерации от 21 декабря 1994г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[4] даны следующие понятия:
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во исполнение ст. 4 вышеназванного федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113 создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС)». Постановлением Правительства Российской Федерации[5] утверждено «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым эти чрезвычайные ситуации подразделяются на определенные классы.
В соответствии с этим положением к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться следующие силы: Вооруженные
Силы Российской Федерации
Войска гражданской обороны
Воинские формирования
Войска федеральных органов исполнительной власти:
– Внутренние войска МВД России;
– Пограничные войска ФСБ России;
– Железнодорожные войска;
– войска ФАПСИ;
– другие войска.
Ликвидация чрезвычайных ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с п. 14 и 15 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»[6] в состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательные формирования. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск (в том числе и внутренних войск) и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
На федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации возложены определенные функции (приложение к Постановлению Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113). На МВД России[7] возложены следующие функции:
1) обеспечения общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях;
2) охрана общественного порядка.
Федеральное Собрание Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных п. б) ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск (в том числе и внутренних войск) и воинских формирований.
Правительство Российской Федерации (в соответствии с вышеназванным положением):
1) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
2) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования указанных резервов;
3) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации и др.
Таким образом, в соответствии со ст. 12 ФЗ РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлена компетенция «привлекать в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом министра внутренних дел Российской Федерации».
1.2. Порядок введения чрезвычайного положения. Кем вводпться и на какой срок
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В Указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
– обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
– обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
– границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение,
– силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
– перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
– государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
– время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному незамедлительному опубликованию.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток.
Таким образом, следует подчеркнуть, что институт чрезвычайного положения это способ устранения возникших для населения, государства и его органов угроз правовыми, организационными и иными мерами. Чрезвычайное положение есть особый правовой режим, который является следствием возникшей чрезвычайной ситуации.
2.1. Задачи, возлагаемые на воинские части (подразделения) ВВ при обеспечении режима чрезвычайного положения
Воинские части ОН и СМВЧ могут привлекаться для:
1. поддержания особого режима въезда-выезда, а также ограничения свободы передвижения по территории, где введено ЧП;
2. усиления охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
3. ограничения движения транспортных средств и их досмотра;
4. поддержания режима комендантского часа;
5. сопровождения и охраны колонн с военными грузами, материальными средствами и людьми;
6. разоружения НВФ, изъятия оружия, б/п, взрывчатых веществ, военной и другой техники[8];
7. обеспечения работы оперативно-следственных групп ОВД, ФСБ и прокуратуры[9].
Задачи, возлагаемые на воинские части (подразделения) ВВ при чрезвычайных обстоятельствах.
Подразделения оперативного назначения и специальные моторизованные части привлекаются для решения следующих задач:
1. Участие в ликвидации НВФ.
2. Участие в освобождении заложников.
3. Участие в пресечении террористических акций на объектах.
4. Участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств.
5. Участие в пресечении (подавлении) вооруженного мятежа.
6. Участие в пресечении массовых беспорядков.
7. Участие в пресечении захвата важных объектов.
8. Участие в розыске и задержании вооруженных преступников (вооруженных дезертиров).
9. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
10. Оказание содействия органам и войскам ФПС России в охране государственной границы РФ.
Таким образом, рассмотренный материал позволяет нам сделать вывод о том, что воинские части и подразделения ВВ могут привлекаться в условиях правового режима ЧП к выполнению различных задач, успешное решение которых невозможно без соответствующей подготовки.
Наряду с этим, для успешного выполнения задач необходимо правовое регулирование действий военнослужащих при несении боевой службы по обеспечению этого режима, а также соответствующий уровень подготовки подразделений и войсковых нарядов. Вопросам боевой службы войсковых нарядов по поддержанию режима чрезвычайного положения будет посвящен следующий раздел.