5. Хозяйственное воздействие затрагивает не только систему, на которую оно направлено, но и надсистемы, стремящиеся компенсировать производимые изменения. Поэтому расходы на преобразование природы никогда не ограничиваются лишь вложениями на непосредственно планируемые мероприятия.
6. Несоответствие "целей" природной саморегуляции и целей природопользования ведет к разрушению природных систем.
Ограничения на преобразование природных систем служат теоретической основой для анализа демографического процесса. Согласно Н.Ф. Реймерсу, в изолированных системах различного уровня численность населения с учетом всех его потребностей соответствует максимально возможной поддерживающей способности среды. В настоящее время в мире наблюдается резкий рост народонаселения, который сопровождается истощением ресурсов и ухудшением качества среды обитания. Анализ системы "природа - общество" показывает, что общество развивается до тех пор, пока сохраняется равновесие между антропогенным давлением на среду и способностью среды к самовосстановлению. Поскольку среда обитания человека заметно нарушена, воспроизводство природных ресурсов и поддержание социально-экологического равновесия требует все возрастающих энергетических вложений. На этом основании Н.Ф. Реймерс делает заключение, что эпоха независимого от природы развития человечества закончилась.
Подобно другим биокосным системам, развитие системы "природа - общество" принципиально необратимо. Пройдя какую-то фазу взаимодействий с природой, общество в целом не может возвратиться к предыдущим историческим фазам, даже если имели место явления, ведущие к деградации отдельных групп. Общий вектор развития задается представлениями В.И. Вернадского о возможности и условиях перехода биосферы в ноосферу.
Заключение
Конец XX столетия ознаменовался сменой институтов государственной власти в Европе и поиском новых политических парадигм во всем мире. Этот поиск затрудняет совместные действия мирового сообщества и способствует росту центробежных сил. Поскольку согласие и насилие являются обратно пропорциональными факторами общественной жизни, то отсутствие согласия сопровождается взрывом насилия. В этой ситуации является крайне важным выбор тех образцов, которым собираются подражать развивающиеся страны. Проблема заключается в том, что универсализация принятых на Западе жизненных стандартов неминуемо приведет Землю к экологической катастрофе. Эта катастрофа давно бы уже наступила, если бы все жители планеты потребляли столько же энергии и производили такое же количество отходов, сколько жители развитых стран Запада. О кризисе современного природопользования свидетельствуют демографические проблемы, разогревание атмосферы и океана, накопление в природных средах токсичных веществ, эрозия почв, уменьшение озонового слоя, сокращение запасов продовольствия и ухудшение их качества, снижение биологического разнообразия. Следовательно, в настоящее время экологические проблемы приобретают первостепенное политическое значение.
Основанием для конфликтных ситуаций служит целевая функция многих государств мира: благодаря дальнейшему техническому развитию удовлетворять максимальное число экономических потребностей большинства граждан собственной страны. Дискутируются лишь способы природопользования. Но если Земля находится на грани экологической катастрофы, то имеет ли в действительности эта общая цель хоть какой-нибудь смысл?
Мнение о том, что хозяйственная сторона природопользования является приоритетной, сформировалось лишь в недалеком историческом прошлом. В античности экономические, экологические и социальные приоритеты природопользования отличались от современных. К примеру, греческая экономика строилась на добывании лишь необходимых средств к существованию, а прогресс понимался в достижении нравственного очищения. В дальнейшем возрастание материальных потребностей населения государство пыталось удовлетворять на пути "наименьшего сопротивления". Для этого эксплуатации подвергались природа и менее развитые сообщества. Рационализация же подобных действий состояла в применении двойных стандартов. Иными словами, существовало право, регламентирующее внутреннюю жизнь индустриального государства, и право, регулирующее международные отношения. Ныне подобные двойные стандарты способствуют движению к экологической катастрофе.
Современная техногенная цивилизация является поздним продуктом человеческой истории. Она наследует культуры античного полиса и европейского средневековья. Однако, наряду с техногенной цивилизацией, представлен и более древний тип цивилизационного развития - традиционные общества. Примером служат Китай и Индия, которые характеризуются постепенными изменениями в сфере производства и поддержанием исторически сложившегося образа жизни. Каждый тип характеризуется специфической системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, которые обеспечивают воспроизводство и развитие социальной жизни.
Основой культуры техногенной цивилизации является идея активного отношения человека к природе. Окружающий мир рассматривается как область применения способностей человека для получения необходимых ему ресурсов. Природа представляется как закономерно устроенный механизм. Поэтому человек, познавший законы природы, способен контролировать все естественные процессы и объекты. Особое место в системе ценностей занимает личная свобода человека и возможность реализации своих творческих возможностей. Коллективные усилия возможны лишь как результат соглашения суверенных личностей. Власть в системе ценностей техногенной цивилизации сводится к присвоению товаров (вещей, человеческих способностей, информации) и в малой степени реализуется как сила непосредственного принуждения одного человека другим. Сама преобразующая деятельность рассматривается в качестве процесса, обеспечивающего власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, над природой в целом. Базисом для преобразования служит научная рациональность. Она формирует и поддерживает уверенность в том, что человек способен контролировать внешние обстоятельства, оптимально конструировать природу и социальную жизнь.
Традиционные общества ограничивают преобразующую активность человека, а сама активность ориентирована на самоконтроль и следование нормам. Альтернативой "принципа преобразующего действия" является принцип невмешательства в протекание природных процессов. Ценность индивида и личных свобод либо вообще не фигурирует в системе ценностей, либо уходит на третий план. Личность реализуется только через принадлежность к некоторой корпорации, что позволяет усваивать определенный тип профессиональных навыков и продолжать эстафету традиций. Власть понимается как непосредственная власть одного человека над, другим и в обществе, и в семье. В традиционных обществах научно-техническая деятельность не имеет престижного статуса.
Понятно, что критика европейских культурных традиций не ведет к решению проблем природопользования, также как и переоценка ценностных подходов традиционных обществ. Лишь некоторые фрагменты традиционных культур могут быть использованы, причем без дальнейшего технологического развития и науки обойтись не удастся.
Выработка новых стратегий экологического выживания предполагает не только выдвижение идеалов нового отношения человека к природе (в политической, экономической и духовной сферах), но и анализ возможных технологии' их реализации.
Анализ ценностных критериев природопользования чрезвычайно сложен. К примеру, речь может идти о духовно-историческом аспекте рассмотрения современного естествознания, а в частности, сдвигов, происшедших в представлении человека о самом себе и своем месте в природе.
Особенностью современной технологической эпохи является ускоренное развитие технической рациональности при отсутствии чувства нравственной ответственности за результаты природопользования. Несоответствие целевой и ценностной форм рациональности является главной причиной наблюдаемого кризиса управления. Исторически подобное несоответствие возникает по мере усиления власти человека над природой. Но никогда еще человек не обладал той властью, которой он располагает сегодня.
Разработка "философии природы", которая бы отвечала значению и границам современного естествознания, признается основной задачей современной философии. Однако уже сейчас очевидно, что философия природы должна отказаться от представления о природе как человеческой конструкции, а также от противопоставления субъекта и объекта природопользования, поскольку такое противопоставление способствует возникновению и закреплению первой идеи. Новая познавательная парадигма должна объяснить, каким образом оказывается возможным априорное знание о природе. Почему человек, несмотря на его принадлежность к миру природы, занимает в Космосе исключительное место?
В общественной истории выделяются пять понятий природы, отличающиеся растущим противопоставлением человека природе.
В представлениях первобытных и немногих современных архаичных культур человек понимается как часть великого природного механизма, который видится как божественный и живой. Единство человека и природы отражается в мифах и ритуалах. Для этих культур еще невозможна наука, а господствующую технологию определяют как "технологию случая". Тем не менее, человек удачно взаимодействует с природой и достигает поставленных целей с мудростью, удивительной для современной эпохи.
С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, возникновением сословий, основанием городов и государств, формированием культуры в современном понимании отношение человека к природе меняется. Возникает ремесленная технология, закладываются основы современных наук, возникает потребность изучать природу с применением количественных методов. При этом наука не теряет своей связи с мифом. Наука и техника развиваются параллельно, а сама наука отдает предпочтение биологическому направлению, что закладывает основы теологических представлений.
В случае если верна традиционная хронология, средневековая наука в сравнении с античной признается регрессом. Однако, именно в средние века возникла идея бесконечного, определилось понятие "функция", была разработана теория эксперимента и, наконец, субъект был противопоставлен объекту.
Четвертое понятие природы связывают с утверждением христианства, а пятое и последнее - с современной наукой.
Таким образом, после превращения природы в систему функционально зависимых параметров и утверждения физики в качестве ведущей науки о природе, эмоциональное отношение к природе подходит к концу. К примеру, согласно представлениям И. Канта, все, что доступно в природе опыту, является результатом человеческого конструирования. Р. Декарт утверждал, что растения и животные являются просто машинами, не имеющими внутреннего мира, то есть лишенными субъективности. Тем самым современное естествознание получило этическое обоснование возможности опытов над животными: если животное - машина, то эксперимент над ним ничем не отличается от разборки часов. Постепенно античная целесообразность природы исчезает, а окружающий мир истолковывается с позиции субъективного "Я".
Научный и технический интерес к природе принципиально различаются между собой. В первом случае речь идет о том, чтобы "наблюдать", во втором - "вторгаться и изменять". Однако методология современного познания также не способствует бережному отношению к природе. Действительно, в любом эксперименте воссоздается (моделируется) лишь часть приводы, а все "мешающие" факторы отсеиваются. Именно изолирование отдельных параметров и допускает их практическое использование. К тому же, с прогрессом науки, проведение эксперимента начинает испытывать необходимость во все более сложной аппаратуре с тем, чтобы обеспечивать технический прогресс.
Создаваемая философия природы должна способствовать новому пониманию природы, которое позволило бы прекратить эксплуатацию "внешней" и "внутренней" природы человека, и показать, в какой мере современному естествознанию несвойственно осторожное обращение с природой. Дальнейшее развитие современного естествознания, безусловно, зависит от предлагаемых парадигм. Желание творить природу как технический мир артефактов неминуемо ведет к катастрофе.
Поскольку человек является частью природы, то его господство над природой означает и господство над человеком: вначале над другими, а затем и над самим собой. А это - неизбежная духовная смерть.
Основой современного природопользования служит способность человека видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. Этот момент абстрагирования свойственен уже первым техническим продуктам, отчетливо обозначающим границу между первобытным человеком и животным. Рост технической вооруженности способствует быстрому удовлетворению биологических потребностей: "...если, работая над техническим орудием, отказываются от удовлетворения потребности, то здесь скрывается прямо-таки аскетический момент". Духовные же потребности удовлетворяются, прежде всего, посредством теоретических операций. Таким образом, техника, освобождая человека от власти природы, одновременно еще сильнее привязывает его к природе, создавая новые потребности и метапотребности: нужду в технически опосредованном способе удовлетворения самих потребностей. Современная наука и техника, несомненно, облегчают жизнь человека, делая труд более легким. Однако, наряду с трудом, утрачивается отнесенность к миру. Это определяет историческое место XX столетия, является одной из причин недостаточной реакции политики на экологический кризис,
При обсуждении механизмов оптимального природопользования неизбежно возникает вопрос о целях: что понимать под "общим благом"? Если человеческая жизнь и жизнь последующих поколений признается в качестве более существенного блага, чем социально-экономическое благополучие нынешнего поколения, то не могут быть оправданы современные методы роста благосостояния. Действительно, росту общественного продукта способствует разрушение окружающей среды, каждый год требующее миллиардных затрат на восстановление причиненного ущерба. А это - новые инвестиции, новые рабочие места... Причем ответственность за загрязнение и разрушение среды наступает лишь в случае очевидного ущерба, то есть сокращения или исчезновения ресурса. Не освоенная человеком природа до сих пор считается не обладающей какой-либо стоимостью. Поэтому одной из важнейших задач природопользования является создание такой экономической теории ценностей, в рамках которой разрушение среды обитания будет неминуемо означать финансовые убытки. Так расходы, вызванные нарушением среды, должны ложиться не на будущее поколение, а на непосредственного виновника причиненного ущерба. В цену товара должны быть включены расходы на восстановление природы.
Современные мероприятия по защите окружающей среды носят полицейско-правовой характер и имеют низкую эффективность. К примеру, нормы выброса вредных веществ сообразуются с уже разработанными технологиями. Поэтому разработка более передовых технологий, при которых нормы выброса сокращаются, заметно тормозится. Система экологических налогов должна заставить распоряжаться природными ресурсами с максимальной экономией. Если уже на этапе технико-экономического обоснования учитывать налог на выброс вредных веществ, отчуждение земель, нейтрализацию отходов, то ряд хозяйственных проектов никогда не дойдет до реализации. К примеру, если возрастает в цене вода, техническую воду тут же начинают отделять от питьевой.
В настоящее время экологическое налогообложение признано перспективной мерой экологической защиты и включено в законы и подзаконные акты многих государств. Однако экономические механизмы оптимизации природопользования также связаны с ценностными, как лечение болезни с ее предупреждением.
Список использованной литературы
1. Бобылев С.Н. Экономика природопользования. Учебное пособие. – М., 1997. - 358 с.
2. Мамедов Н.М., Н.Т. Суравегина Н.Т., Глазачев Н.Т. – «Основы общей экологии», М.: МДС, 1998. – 456 с.
3. Очерки экономической антропологии. – М.: Наука, 199. – 127 с.
4. Папенов К.В. Экономика и природопользование. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 240 с.
5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. – «Экология, здоровье и природопользование в России», 1998 г. – 256 с.
6. Розенберг Г.С. Экологическая экономика и экономическая экология: состояние и перспективы // Экология. 1994.№ 5-6. С.3-13.
7. Соколов Э.М., Захаров Е.И., Волков А.В., Панферова И.В., Чаплыгин Н.Н. Природопользование. Учебное пособие для ВУЗов. – М. – Тула: ИПП «Гриф и К0», 2002. – 522 с.