Основой для определения размера тарифа является таможенная стоимость товара. Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов2:
• по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
• по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
• по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
• вычитания стоимости (метод 4);
• сложения стоимости (метод 5);
• резервный метод (метод 6).
Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.
При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.
Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.
При использовании второго метода в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.
Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам3:
• назначение и характеристики;
• качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
• страна происхождения;
• производитель.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.
Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает использование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.
Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми3.
При определении однородности товаров учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения.
Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.
В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики.
В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть
использованы4:
o цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
o цена на товары отечественного происхождения;
o цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
o произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
Глава 2
Практика применения торговых барьеров развитыми странами
2.1. Анализ внешнеторговой политики ЕС, Японии и США
Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокращении тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7%. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокращения тарифов на 30 %. Во время нового раунда торговых переговоров в Дохе, начатом в 2001 г., были намечены цели дальнейшей либерализации торговли и отмены государственного субсидирования. Так, к примеру, с учетом тарифов и тарифного эквивалента внутренних субсидий уровень защиты сельского хозяйства составляет приблизительно в США 20%, ЕС- 50% и Японии – 80%.1
Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности различных стран остается значительной.
В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются2. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд.долл. ежегодно, что примерно в два раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу.
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами(60%).
Таблица 2.1
Ведущие экспортеры/импортеры товаров в мировой торговле1
Экспорт
Страна
Объем торговли,
% мировой
$ млрд.
торговли
1. США
730,9
11,9
2. Германия
569,6
9,2
3. Япония
404,7
6,6
4. Франция
319,5
5,2
5. Британия
273,5
4,4
6. Китай
266,2
4,3
7. Канада
262,2
4,3
8. Италия
241,3
3,9
9. Голландия
229,8
3,7
10. Гонконг
190,7
3,1
Мир
6.162,4
100
Импорт
Страна
Объем торговли,
% мировой
$ млрд.
торговли
1. США
1.180,5
18,3
2. Германия
493
7,7
3. Япония
350,1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13