«Другой вопрос, каким образом произошло бы крещение? Как показывает опыт, принятие христианства инородцами в пределах Руси, как правило, приводило к их ассимиляции… Скорее всего, крещение и ассимиляция пермян прошли бы также незаметно, как это случилось с мерей, муромью, весью – финно-угорскими народами, территориально более южными, чем Пермь»[56].
Но история, благодаря св. Стефану пошла другим путём: «…создание Пермской епархии в 14 веке остановило колонизационный поток, двигавшийся в северо-восточном направлении «полуночных стран»… Для русского средневекового менталитета Пермь оказалась включённой в состав «освоенных» территорий, земель, населённых такими же православными христианами. Вследствие этого, крестьянская колонизация как бы обтекла пермские земли, только захватив с запада ещё «неосвоенные» территории бассейна Северной Двины, Мезени и Пинеги»[57].
Но миссия св. Стефана была важна и для самой России – Пермская епархия стала форпостом распространения христианства в Сибири: четвертый епископ Пермский, свт. Иона проповедовал веру Христову и у других народов, родственных зырянам, в числе которых были остяки (ханты) и вогулы (манси), часть из которых жила на Урале, на территории нынешних Троицко-Печорского района Республики Коми и северо-западной части Свердловской области[58].
Поэтому неизвестно, какими бы окольными путями пошла бы история России и Русской Церкви, если бы в городке Устюг не появился бы на свет человек, расслышавший в своем сердце призыв Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф,28:19‑20).
Приложение: Зырянская азбука в её ныне известном варианте
Отсканировано по изданию :
св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993, стр 15
Список литературы:
1. св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993
2. Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г. М. Прохорова. СПб, 1995.
3. Рогачёв М.Б. Летопись Коми края. М., 1998.
4. Арсеньев. Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889г.
5. Сказание о святом Стефане. Сы-р, 1992 г.
6. Родники пармы '93. Сы-р, 1993г.
7. Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса. Сы-р, 2000 г.
8. Сказание о святом Стефане. Свод разнообразных преданий, историй и сведений о жизни и трудах свт. Стефана… Сы-р, 1992г.
9. Православная Газета, г. Екатеринбург, № 8 (31), 19 (32) 1995г. Арт, 1997 г.
10. Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы-р, 2001 г
11. Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Т.2 Сы-р, 1996г.
12. Арт, №2, 2003
[1] Определение взято из «Советского Энциклопедического словаря» редакции 1987 г (см. статью «Варварство».
[2] Свт. Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г. М. Прохорова, стр. 3.
[3] См: св. епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993, стр.9.
[4] См: Ф.А. Арсеньев. Ульяновский монастырь у зырян. Стр. 24
[5] См. Рогачёв М.Б. Летопись Коми края. М., 1998 г, стр 34.
[6] Архим. Макарий. Сказание о жизни и трудах св. Стефана, епископа Пермского. // Сказание о святом Стефане. Сы-р, 1992 г.
[7] св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993г., стр. 12
[8] Смоленцев Л.Н. Великий зырянин. // Родники Пармы. 1993г., стр.19
[9] св. Епифаний. Житие…, стр. 16.
[10] св. Епифаний. Житие…, стр. 27
[11] См.: Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса. Сы-р, 2000 г. стр.10.
[12] См.: св. Епифаний. Житие…, стр.33-35.
[13] См.: Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса, стр.14
[14] См.: св. Епифаний. Житие…, стр.45.
[15] Прокудливая берёза. Сказка // Сказание о святом Стефане…. Сы-р, 1992 г. Стр.75
[16] Святитель Стефан, Епископ Пермский // Православная Газета, г. Екатеринбург. (Интернет‑версия. – URL см. в списке лит-ры.)
[17] См.: св. Епифаний. Житие…, стр.40.
[18] См.: св. Епифаний. Житие…, стр.44
[19] См. Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г. М. Прохорова. СПб, 1995
[20] св. Епифаний. Житие…, стр.44.
[21] св. Епифаний. Житие…, стр.56-81.
[22] Святители Пермские. Жизнеописания…. стр.21
[23] См: Святитель Стефан Пермский. К 600-летию… стр. 19
[24] св. Епифаний. Житие…, стр. 81.
[25] см. Святители Пермские. Жизнеописания…. стр.23
[26] св. Епифаний. Житие…, стр. 86
[27] См: Святитель Стефан Пермский. К 600-летию… стр. 25.
[28] Святители Пермские. Жизнеописания…. стр.28.
[29] Цит по: Святитель Стефан Пермский. К 600-летию… стр. 27
[30] Святители Пермские. Жизнеописания…. стр.32
[31] Святители Пермские. Жизнеописания… стр. 36
[32] св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского, стр.114
[33] Власов А.Н. Из истории Великопермской епархии. Арт - 1997г., стр. 10
[34] Власов А.Н. Стефан Пермский в народной памяти. // Христианство и язычество народа коми. Стр.25
[35] Лимеров П.Ф. Св. Стефан Пермский в церковных и устных преданиях. // Арт №3, 2002 г., стр. 86‑87
[36] См. там же, стр.87
[37] «Роч» в переводе с коми языка означает «русский».
[38] Прокудливая берёза. Сказка // Сказание о святом Стефане…. Сы-р, 1992 г. Стр.78
[39] Власов А.Н. Стефан Пермский в народной памяти. // Христианство и язычество народа коми Стр. 27.
[40] См. там же.
[41] См: Святитель Стефан Пермский. К 600-летию…, стр.19.
[42] См. Интернет‑сайт «Религия народов древней Скандинавии» (URL = #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">[43] См: Прокудливая берёза. Сказка // Сказание о святом Стефане…. Сы-р, 1992 г. Стр.79-81.
[44] Св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. стр. 93-94
[45] Печать святости // Сказание о святом Стефане. Стр.40
[46] См: Понярядов В. В. О возможной связи стефановской письменности с древнетюркской руникой. // Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Т.2, стр. 240-242. В этой же публикации приведена иллюстрация, показывающая это сходство. Однако по техническим и иным причинам её невозможно воспроизвести в данном реферате.
[47] Лимеров П. Ф. Явление св. Стефана: Рука Москвы или подвиг духа? // Арт, №2, 2003. Стр.116
[48] Власов А.Н. Из истории Великопермской епархии. Арт - 1997г., стр. 9.
[49] См.: Грейзбард Л. И. Основы итальянского языка. М, 2004г.. стр. 7.
[50] Цит по: Петренко Н. исторический путь Православия в Коми крае. // Арт-97г., стр. 53
[51] О Бен-Иегуде и теме возрождения языка иврит см., например, на сайте «Израиль для Вас» (URL = #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">[52] Безносикова Л.М., Айбабина Е.А. Преемственность традиций (терминотворчество на современном этапе развития коми литературного языка). // Христианизация коми края и её роль… Стр.11.
[53] См: Рогачёв М.Б. Пермская епархия в XIV-XV веках // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н.Д.Конаков. Сы-р, 2001 г, стр.57.
[54] Св. Стефан Пермский (к 600-летию…), стр. 37.
[55] Игнатов М.Д. Языческая, православная и большевистская идеологии в истории Коми края. // Христианизация коми края и её роль….Стр. 110.
[56] Лимеров П. Ф. Явление св. Стефана: Рука Москвы или подвиг духа? // Арт, №2, 2003. Стр.119
[57] Там же,стр. 121
[58] См.: Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса. Стр 67.