Выбор жанра комментария или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет дел с большой группой фактов, которые требует тщательной обработки, систематизации и группировки. Так на портале «Лентра.ру» обозреватель говорит о том, что «Израиль занимает лидирующие позиции в разработке беспилотных летательных аппаратов» и дает обзор лучшим образцам этой индустрии.
Фабрика беспилотников
Обзор основных беспилотных аппаратов израильских оборонных компаний
В настоящее время Израиль занимает лидирующие позиции в области разработки беспилотных летательных аппаратов. Первыми в мире тактическими БПЛА с аппаратурой, способной передавать информацию в реальном масштабе времени, стали именно израильские аппараты Mastiff и Scout.
Беспилотные летательные аппараты Mastiff и Scout были разработаны в конце 1970-х годов компаниями Tadiran и Israel Aircraft Industry (IAI) соответственно. Аппараты отличались простотой конструкции и небольшой стоимостью. В период ливано-израильской войны 1982 года они продемонстрировали свою высокую эффективность в качестве средства воздушной разведки, что в последующем обусловило интенсивное комплектование ими вооруженных сил и спецслужб Израиля.
Создатели интернет-газеты «Лента.ру» выступили авторами нового жанра он-лайн публикаций: лентапедии. Лентапедия – это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире. Источником информации для статей "Лентапедии" служат материалы из нескольких сотен российских и зарубежных массовых изданий за последние несколько лет. «При работе над текстами "Лентапедии" мы старались по возможности полностью исключить субъективный подход к предмету описания при помощи использования как можно большего количества источников, обязательных ссылок на них, многократного перекрестного редактирования. Вместе с тем, следует иметь в виду, что предметом описания "Лентапедии" являются не живые люди (настоящие организации, реальные события), а именно ньюсмейкеры, то есть медийные образы, формируемые в средствах массовой информации, - образы, которые на самом деле и являются настоящими персонажами новостного жанра»[26]. Одним главных ньюсмейкеров новостей, по мнению редакторов сайта, являются известные политики, бизнесмены, лидеры стран, люди культуры и искусств. В этом разделе дается краткая биографическая информация о человеке и его деятельности.
Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.
В отличии от своих печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и женского сетевого журнала «Beautytime.ru»). Феномен «живого журнала»
В противовес основным качествам Интернет-журналистики: оперативности и постоянному обновлению, и господствующему положению класса информационных жанров, в специализированных издания всемирной паутины серьезно представлены аналитические и публицистические жанры статьи, очерка, эссе и корреспонденции. Собственно, они и составляют художественное лицо сетевой журналистики. Особо следует выделить роль корреспонденции жанра, который наиболее точно вписывается в схему коммуникации в сети. Новое развитие в интернете получили такие публицистические жанры как эссеистика, жанр путевых и бытовых записок, поскольку терпимость и автономность, заложенные в концепции всемирной паутины, всячески поощряют сколь угодно большую индивидуализацию журналистского творчества. Присутствует и обратная тенденция к общинности, свойственная Интернету вообще, а русскоязычному Интернету в особенности. На страницах сетевых СМИ можно встретить множество обсуждений дискуссий, открытых диалогов. Диалогичность, даже многоголосие были тоже свойственна паутине изначально.
Также в сетевой журналистике можно встретить множество образцов коллективного творчества. Общинность, которая свойственна обитателям сети, весьма располагает к этому. В качестве примера такого коллективного творчества можно привести интернет энциклопедию «Wikkipedia», куда каждый желающий может добавить свою статью или комментарий. На данный момент не было выработано четкой законодательной системы регламентации сети. Сетевые авторы подчиняются лишь законам художественной образности, пользовательского спроса и технологическим требованиям. Вероятно, последнее и привело к тому, что во Всемирной паутине наиболее развитыми являются виды печатной журналистики, пресса, как мы убедились, популярна в сети значительно больше чем ее «медиа-сестры». Это связанно с тем, что информация в сети, как мы писали выше, прежде чем быть представленной пользователю должна быть упорядочена, каталогизирована и проиндексирована. И чем более точно, тем больше ее шанс найти себе аудиторию, а современные технические средства интернета, ориентированы в первую очередь на то, чтобы индексировать текстовую, а не аудиовизуальную информацию. Впрочем, такое свойство сети как мультимедийность позволяет ей с легкостью преодолевать традиционные рамки телевизионной и радио журналистики, удачно совмещая их достижения с достижениями прессы.
Рынок молодежной прессы на сегодняшний день представлен достаточно широко. Но, в большинстве случаев это либо дорогие глянцевые журналы, либо низкокачественные рекламные газеты. В российском Интернете в настоящее время имеется более 50 электронных изданий разного типа, освещающих жизнь молодежи. И с каждым годом, по данным исследований факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета, количество сетевых изданий для студентов и школьников увеличивается на треть. А из этого количество примерно 34 назвали себя «газетами», хотя только 10-13 изданий соответствуют требованиям нормальных сетевых изданий и выходят с соответствующей периодичностью. Их основное сходство состоит в широте охвата затрагиваемых тем, проще говоря, в тематике: в основном это жизнь студентов и школьников во всех её проявлениях – учеба, столкновения с преподавателями, времяпрепровождение, хобби, события в тех городах, где живут авторы таких электронных газет. Есть специализированные издания, освещающие вопросы музыки, клубной культуры или спорта. Но таких меньшинство.
Различия – в периодичности, дизайне, понимании своих основных целей и задач. Некоторые издатели считают выпуск электронной газеты – простой данью прогрессу, и поэтому в таких изданиях чаще всего можно встретить перепечатки из популярных молодежных бумажных журналов. Другой вариант издания электронной газеты – версия бумажной вузовской. В этом случае в Интернет копируется содержание номера без иллюстраций и оглавления. Если вуз большой, и в нем есть своя локальная сеть, то практикуется создание в этой сети электронной газеты. Собственно же «жители сети» тоже создают свои электронные газеты, ставя их на ног буквально на общественных началах. Они сравнимы с коммерческими бумажными газетами, так как издателям таких газет нужно все организационные вопросы решать самим и очень быстро. Также проблемой для таких издателей становится вопрос о техническом обеспечении своей газеты: необходимо определенное количество виртуального пространства, которое чаще всего бывает платным, желателен легкозапоминающейся и доступный из любой точки сети адрес.
При запросе «молодежные сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория».
Электронная молодежная газета «Территория» (#"#">Колонка редактора» , «Hot-nes», «Вестник меломана», «Доска объявлений», «Культура», «Underground», «Sпроси O Sебе», «Спорт_зал», «Исповедь», «ПрофОриентир», «Мастерская», «Хорошая практика», «Публицистика», «Зондаж», «Гороскоп», «Профессионал», «Club'оворот», «Заборчик», «Ссылки-дружилки», «Путеводитель».
Основной жанр – информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и прочее. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии и др.
Однако благодаря своей медийности на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр: в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины – интерактивности.
Электронные издания для женщин с трудом поддаются определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохим изданиями.
К сожалению, на данном этапе времени в сетевой прессе для женщин доминируют некачественные и непрофессиональные издания. И нарастающую тенденцию к улучшению качества сетевых изданий для прекрасной половины человечества должны поддержать прежде всего законодательно. Следует ограничить доступ к издательско-редакторской деятельности в сети и ввести обязательную регистрацию сетевых изданий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10